Закон о газе и газоснабжении 2022 в частном доме

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о газе и газоснабжении 2022 в частном доме». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • свидетельство о праве собственности;
  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • ситуационный план.

При этом жителям Подмосковья не нужно подавать заявку, чтобы бесплатно подвести газ к участку. «Мы убрали заявку. То есть теперь житель не должен к нам обращаться, чтобы проложить трубу до границы его участка, — мы сделаем это самостоятельно», — пояснил министр энергетики Московской области.

Утверждены правила подключения частных домов к газовым сетям

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

2. Признать утратившими силу:

абзац второй пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 2, ст. 137);

пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 342 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам ценообразования на газ и подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст. 2185);

постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. N 1203 «О внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 48, ст. 6768);

постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713 «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 26, ст. 3844);

пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в сфере газоснабжения и газификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2017 г. N 727 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере газоснабжения и газификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 26, ст. 3851);

постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2017 г. N 924 «О внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 33, ст. 5187);

постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. N 999 «О внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 36, ст. 5424);

пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка подключения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям и повышения эффективности энергетической инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2018 г. N 82 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка подключения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям и повышения эффективности энергетической инфраструктуры» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 6, ст. 897);

пункт 6 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 г. N 448 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 17, ст. 2492);

пункты 18 и 22 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. N 1622 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8666);

пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2019 г. N 179 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 8, ст. 801);

5. Подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

6. Договор о подключении заключается между заявителем, исполнителем и единым оператором газификации или региональным оператором газификации.

В случае если подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства осуществляется к сети газораспределения, принадлежащей региональному оператору газификации, либо к сети основного абонента, которая технологически связана с сетью газораспределения, принадлежащей региональному оператору газификации, то договор о подключении заключается между заявителем и региональным оператором газификации (исполнителем).

По договору о подключении:

исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее — технические условия);

заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению);

единый оператор газификации или региональный оператор газификации обеспечивает подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования или объекта капитального строительства к сети газораспределения.

7. Заявка о подключении подается заявителем в случае:

а) необходимости подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования или объекта капитального строительства к сети газораспределения;

б) увеличения максимального часового расхода газа газоиспользующего оборудования, за исключением случая, предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта.

8. В случае проведения замены (реконструкции) газоиспользующего оборудования подключенного объекта капитального строительства в границах земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства, не влекущей изменение параметров ранее указанных в акте о подключении и (или) максимального расхода газа ранее установленного оборудования, и отсутствия необходимости фактического присоединения, кроме случая, указанного в абзаце втором настоящего пункта, заявитель направляет исполнителю уведомление о предстоящей замене (реконструкции) газоиспользующего оборудования подключенного объекта капитального строительства не позднее чем за 10 рабочих дней до начала работ по замене (реконструкции) газоиспользующего оборудования с указанием изменений параметров газоиспользующего оборудования.

В случае проведения замены (реконструкции) газоиспользующего оборудования, при которой его максимальный часовой расход газа не превышает параметров, указанных в выданных исполнителем технических условиях, и (или) максимальный часовой расход газа установленного ранее газоиспользующего оборудования, заявитель направляет исполнителю уведомление о предстоящей замене не позднее чем за 10 рабочих дней до начала работ по замене (реконструкции) газоиспользующего оборудования с указанием максимального часового расхода газа устанавливаемого газоиспользующего оборудования.

Требования настоящего пункта не применяются для случая замены газоиспользующего оборудования исполнителем.

9. Договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, определенных настоящими Правилами. Договор о подключении заключается в письменной форме в 3 экземплярах (по одному для каждой из сторон).

10. Для заключения договора о подключении заявитель направляет на имя единого оператора газификации или регионального оператора газификации заявку о подключении с описью вложения.

Заявитель вправе представлять заявку о подключении исполнителю в офисе исполнителя, либо через личный кабинет заявителя, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр), либо через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — единый портал) или через региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее — региональный портал) при наличии технической возможности приема соответствующих заявок, либо письмом, направляемым в адрес исполнителя.

81. После окончания разработки проектной документации сети газораспределения и проведения ее экспертизы, если она подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации, исполнитель в течение 5 рабочих дней направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) по индивидуальному проекту (далее — заявление об установлении платы), но не позднее дня окончания срока, равного двум третьим срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению), установленного в договоре о подключении. К заявлению об установлении платы прилагаются следующие материалы:

а) заключенный договор о подключении;

б) технические условия (если выдавались);

в) положительное заключение экспертизы проектной документации сети газораспределения, в том числе сметной документации, если они подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;

г) расчет необходимой валовой выручки по подключению (технологическому присоединению) с выделением стоимости каждого мероприятия, необходимого для осуществления газораспределительной организацией подключения (технологического присоединения) по индивидуальному проекту с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), выполненный в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

82. Заявление об установлении платы и материалы для установления размера платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения по индивидуальному проекту (далее — размер платы по индивидуальному проекту) могут представляться в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в электронной форме.

83. Исполнитель уведомляет заявителя о направлении заявления об установлении платы с приложенными к нему материалами, указанными в пункте 81 настоящих Правил, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не позднее 5 рабочих дней со дня их направления.

84. В случае поступления от заявителя обращения о предоставлении документов, сведений и материалов, направленных исполнителем в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с пунктом 81 настоящих Правил, исполнитель обязан направить указанную информацию в течение 5 рабочих дней со дня поступления обращения заявителя.

85. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов утверждает размер платы по индивидуальному проекту с распределением стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления подключения (технологического присоединения) по индивидуальному проекту, в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы.

86. При отсутствии документов и сведений, необходимых для расчета размера платы по индивидуальному проекту, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в течение 7 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы уведомляет об этом исполнителя.

Исполнитель направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов соответствующие документы и сведения не позднее 5 рабочих дней со дня получения уведомления.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов утверждает размер платы по индивидуальному проекту с распределением стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления подключения (технологического присоединения) по индивидуальному проекту, в течение 15 рабочих дней со дня получения запрашиваемых у исполнителя документов и сведений.

87. В случае подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования с максимальным часовым расходом газа 10000 куб. метров и более срок утверждения размера платы за подключение по индивидуальному проекту устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. При этом указанный срок не может превышать 45 рабочих дней.

100. Юридическое или физическое лицо, владеющее на праве собственности или на ином законном основании объектом капитального строительства, подключенным не менее 5 лет к сети газораспределения в установленном порядке (далее — подключенный потребитель), вправе по соглашению с владельцем иного объекта капитального строительства, заинтересованным в подключении (технологическом присоединении) к этой же сети газораспределения и (или) сети газопотребления (далее — новый потребитель), уступить используемую мощность в пользу нового потребителя при наличии технической возможности подключения нового потребителя и при условии снижения используемой мощности подключенным потребителем либо уступить указанную используемую мощность в пользу исполнителя путем направления уведомления исполнителю.

101. Техническая возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства нового потребителя посредством уступки мощности подключенным потребителем определяется исполнителем.

102. Уступка мощности осуществляется при одновременном выполнении следующих условий:

наличие технической возможности уступки мощности;

заключение соглашения об уступке мощности между подключенным потребителем и новым потребителем (далее — соглашение об уступке мощности);

получение технических условий сторонами соглашения об уступке мощности.

Для определения технической возможности уступки мощности подключенный потребитель и новый потребитель совместно направляют исполнителю, к сети газораспределения которого подключен объект капитального строительства подключенного потребителя, запрос об определении наличия технической возможности уступки мощности.

103. В запросе об определении наличия технической возможности уступки мощности указываются:

а) наименование подключенного потребителя, который может уступить используемую им мощность, с указанием места нахождения объектов капитального строительства, их точек подключения и объема уступаемой мощности;

б) наименование нового потребителя, в пользу которого уступается используемая другим лицом мощность, с указанием места нахождения строящегося (построенного, реконструируемого) объекта капитального строительства, в отношении которого есть намерение о подключении (технологическом присоединении), и сети газораспределения, к которой планируется подключение, а также объема предоставляемой мощности (планируемое потребление газа).

104. Исполнитель в течение 22 рабочих дней со дня получения запроса об определении наличия технической возможности уступки мощности обязан в письменном виде предоставить информацию о наличии или об отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) с учетом уступки мощности. Указанная информация предоставляется на безвозмездной основе.

105. Исполнитель вправе отказать в предоставлении информации о технической возможности уступки мощности в случае, если запрос об определении наличия технической возможности уступки мощности не содержит сведений и (или) документов, установленных пунктом 106 настоящих Правил, либо содержит недостоверные сведения.

106. При получении информации о наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) с учетом уступки мощности стороны соглашения об уступке мощности направляют подписанное ими уведомление об уступке мощности исполнителю, к сетям газораспределения которого подключен объект капитального строительства подключенного потребителя.

В уведомлении об уступке мощности, составленном в произвольной форме, указываются наименования и реквизиты сторон соглашения об уступке мощности, место нахождения сети газораспределения и (или) газопотребления, к которой планируется подключение нового потребителя, объем уступаемой мощности.

К уведомлению об уступке мощности прилагаются:

копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагается (будет располагаться) принадлежащий новому потребителю объект капитального строительства;

ситуационный план;

расчет планируемого максимального часового расхода газа нового потребителя;

копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом право подключенного потребителя и нового потребителя на объекты капитального строительства в случае, если завершено строительство указанных объектов;

копия технических условий, выданных подключенному потребителю (при наличии);

копия акта о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства подключенного потребителя;

заявка о подключении нового потребителя;

113. Подключение (технологическое присоединение) сети газораспределения к существующей и (или) проектируемой сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (технологическом присоединении) существующей и (или) проектируемой сети газораспределения к сетям газораспределения, заключаемого по типовой форме согласно приложению N 6 (далее — договор о технологическом присоединении сетей газораспределения).

114. В целях заключения договора о технологическом присоединении сетей газораспределения заявитель направляет исполнителю заявку о заключении договора на подключение (технологическое присоединение) существующей и (или) проектируемой сети газораспределения к сетям газораспределения по типовой форме согласно приложению N 5 (далее — заявка о технологическом присоединении сетей газораспределения).

115. Заявка о технологическом присоединении сетей газораспределения должна содержать:

а) полное и сокращенное (при наличии) наименования заявителя, его организационно-правовую форму, государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, место нахождения и почтовый адрес;

б) планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);

в) наименование и место нахождения присоединяемой сети газораспределения;

г) информацию о включении присоединяемой сети газораспределения в программу газификации или наличии права собственности на реконструируемую сеть газораспределения;

д) планируемую величину максимального объема транспортировки газа в точке подключения;

е) обоснование необходимости проведения реконструкции существующей сети газораспределения.

116. К заявке о технологическом присоединении сетей газораспределения прилагаются следующие документы:

а) документ, подтверждающий право собственности или иное законное право на сеть газораспределения (при реконструкции сети газораспределения);

б) ситуационный план;

в) расчет планируемого максимального часового расхода газа;

г) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, в случае если заявка о технологическом присоединении сетей газораспределения подается представителем заявителя).

117. Технические условия на присоединение существующей и (или) проектируемой сети газораспределения к сети газораспределения, прилагаемые к договору о подключении газораспределительных сетей, должны содержать следующие данные:

а) наименование и место нахождения сети газораспределения (проектируемой сети газораспределения);

б) точка подключения;

в) характеристика сети газораспределения (проектируемой сети газораспределения), включая давление газа в точке подключения;

г) максимальный объем транспортировки газа для сети газораспределения (проектируемой сети газораспределения);

д) инженерно-технические требования к сети газораспределения (проектируемой сети газораспределения);

е) срок действия технических условий;

ж) срок подключения сети газораспределения (проектируемой сети газораспределения).

118. Срок действия технических условий на присоединение существующей и (или) проектируемой сети газораспределения к сети газораспределения составляет не более 3 лет со дня их выдачи.

119. В целях подключения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в рамках догазификации заявитель направляет на имя единого оператора газификации или регионального оператора газификации заявку о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации по типовой форме согласно приложению N 7 (далее — заявка о догазификации).

120. Основанием для направления уведомления о невозможности заключения договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации по типовой форме согласно приложению N 8 (далее — договор в рамках догазификации) является отсутствие газораспределительных сетей в границах населенного пункта, в котором располагается домовладение заявителя.

В иных случаях отказ в заключении договора в рамках догазификации не допускается.

121. Срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках настоящего раздела определяется программой газификации, содержащей мероприятия по строительству и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем, в том числе для случаев, когда для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газораспределительных и (или) газотранспортных систем.

Срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению), указанных в абзаце первом настоящего пункта, определяемый программой газификации, не может выходить за пределы 2022 года, за исключением случаев, когда:

для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газораспределительных и (или) газотранспортных систем;

для подключения домовладений, расположенных в населенных пунктах, в которых газораспределительные сети будут проложены после 1 января 2022 г.;

для подключения домовладений требуется осуществление мероприятий по подключению (технологическому присоединению) со сроком, определенным в соответствии с пунктом 122 настоящих Правил, выходящим за пределы 2022 года.

122. В случае отсутствия в программе газификации домовладения заявителя срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках настоящего раздела не может превышать:

30 дней — в случае, если газораспределительная сеть проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, или отсутствует необходимость строительства газораспределительной сети до границ земельного участка;

100 дней — в случае, если мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до границ земельного участка заявителя газопроводов, протяженностью до 30 метров;

135 дней — в случае, если мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до границ земельного участка заявителя газопроводов, протяженностью от 30 до 200 метров;

200 дней — в случае, если мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до границ земельного участка заявителя газопроводов, протяженностью от 200 до 500 метров;

один год — в случае, если мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до границ земельного участка заявителя газопроводов, протяженностью свыше 500 метров.

Срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) может быть продлен не более чем:

на 30 дней — в случае необходимости устройства пунктов редуцирования газа;

на 30 дней — в случае необходимости бестраншейного способа прокладки газопровода протяженностью до 30 метров;

на 30 дней — в случае пересечения сети газораспределения с коммуникациями ресурсоснабжающих организаций и (или) автомобильными дорогами местного значения;

на 50 дней — при необходимости оформления публичного сервитута для строительства газопроводов на земельных участках, находящихся в частной собственности;

на 200 дней — в случае пересечения сети газораспределения с автомобильными дорогами регионального или федерального значения, железными дорогами, водными преградами, проведения лесоустроительных работ и (или) прокладке газопровода протяженностью более 30 метров бестраншейным способом, и (или) по болотам 3 типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых территорий, и (или) в границах зон охраны памятников историко-культурного наследия.

Срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) продлевается не более чем на 70 дней (200 дней — для случаев, для которых настоящим пунктом предусмотрено продление срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) на 200 дней).

На сайте АО «Газпром газораспределение Петрозаводск» размещены типовые формы заявок, с описью необходимых документов (правоустанавливающие документы на земельный участок и индивидуальный жилой дом, ситуационный план, паспорт, СНИЛС и контактные данные).
Право собственности на земельный участок необходимо для определения границ земельного участка, до которого будет осуществляться строительство сети. Право собственности на земельный участок подтверждается предоставлением выписки из ЕГРН, определяющей кадастровый номер с обязательными установленными границами (координатами) участка, сведения о которых внесены в Росреестр.

Право собственности на индивидуальный жилой дом подтверждает наличие объекта капитального строительства.
Ситуационный план предполагает предоставление графической схемы, составленной заявителем, на которой указаны расположение объекта капитального строительства и границы земельного участка заявителя, наименование населенного пункта. Схема составляется заявителем с использованием фрагмента публичной кадастровой карты или карты поисковых систем информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», на которой в случае отсутствия изображения объекта капитального строительства и (или) границ земельного участка на указанном фрагменте заявителем указываются объект капитального строительства и границы земельного участка заявителя.

Как подать заявку на бесплатное подведение газа к участку

1) В чем разница между газификацией и догазификацией?

Догазификация распространяется на бесплатное подключение индивидуальных жилых домов, принадлежащих на праве собственности заявителям – физическим лицам, в населенных пунктах, в которых уже проложены внутрипоселковые сети, и требуется, как правило, достроить газопроводы до границ земельных участков, на которых расположены такие дома

Газификация же касается, во-первых, не только граждан, но и бизнеса, которые должны платить за это, во-вторых, газификация предполагает строительство магистральных и (или) межпоселковых газопроводов, внутрипоселковых газопроводов, а уже потом строительство газопровода до границ земельных участков заявителей.

2) Как узнать в какую программу я попадаю?

В случае если у Вас есть документы подтверждающие права собственности на земельный участок и на индивидуальный жилой дом, расположенный в населенном пункте, который уже газифицирован, Вы попадете в программу догазификации.

Поэтому сначала необходимо оформить право собственности на земельный участок и дом, а уже после подать заявку на догазификацию.

Дома, которые расположены в негазифицированных населенных пунктах, попадают в региональную программу газификации, в целях создания условий для газификации без использования средств граждан.

Если домовладение расположено в границах садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ (далее – СНТ), а само СНТ расположено в границах газифицированного населенного пункта, доведение газопровода до границ таких СНТ будет бесплатно. В границах СНТ граждане самостоятельно осуществляют строительство газораспределительной сети (с привлечением газораспределительной организации или иной строительной организации). Впоследствии подключение домовладений осуществляет только газораспределительная организация, стоимость подключения будет по-прежнему регулироваться государством.

3) Какой уровень газификации является целевым? Почему это не 100%?

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным (поручение от 31.05.2020
№ Пр-907) поставлена цель обеспечить поэтапное завершение газификации России к 2024 и к 2030 году.

В соответствии с текущими топливно-энергетическим балансами регионов потенциальный уровень газификации оценивается 82,9 %.

При определении уровня потенциальной газификации не учитывается ветхий и аварийный жилищный фонд, не подлежащий газификации, а также квартиры или домовладения, обеспеченные: электроплитами, автономным и централизованным горячим водоснабжением, автономным и централизованным отоплением.

4) Что такое топливно-энергетические балансы (ТЭБ)? Почему меня это должно заботить?

В топливно-энергетических балансах регионов должны быть учтены прогнозные уровни энергопотребления с учетом перспектив развития регионов, а также возможности использования альтернативных сетевому источника газа (сжиженный природный или углеводородный газ) или иных видов топлива. Такие балансы позволят, в частности, комплексно прогнозировать спрос на газ и другие энергоносители, обеспечат сбалансированность всех секторов энергетики.

ТЭБ позволит оценить перспективность перевода на газ тех или иных населенных пунктов с других источников энергии.

5) Сколько стоит «бесплатная газификация?»

a. Сколько стоит подключение до (границы земельного участка)?

В случае, если Вы физическое лицо, имеющее на праве собственности или ином законном основании индивидуальный жилой дом в границах газифицированного населенного пункта и намеревающиеся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, то стоимость технологического присоединения для вас равно нулю.

b. Сколько стоит провести газ внутри участка?

Без полноценной отопительной системы обеспечить комфорт проживания в зимнее время довольно проблематично. Для обогрева можно использовать различные виды отопительного оборудования – электрические, твердотопливные, работающие от энергии солнца. Однако газовые котлы уже много лет считаются наиболее эффективным и надежным решением в организации теплоснабжения.

Как выполнить газификацию частного дома для отопления и приготовления горячей воды:

Считается наиболее распространенным вариантом. Если по улице, где расположен дом, проведена газовая магистраль, можно обратиться в газовое хозяйство по месту жительства и газифицировать здание с использованием ее услуг. Центральное газоснабжение отличается большей безопасностью по сравнению с автономной системой (газгольдером) и требует от владельцев жилья периодической регулировки параметров газового котла.

К газификации загородного дома при помощи газгольдеров прибегают в случае, когда невозможно подключиться к централизованной магистрали. Газгольдерные системы предназначены для хранения относительно небольших объемов природного топлива – в среднем от 2500 до 20 000 м3, но могут круглогодично обеспечивать здания необходимыми запасами газа.

Принят федеральный закон о «бесплатной газификации»

Первым документом, необходимым для прокладки газопровода, являются технические условия. ТУ представляет собой разрешение на подключение к магистрали, согласно которому газораспределительная организация (ГРО) гарантирует бесперебойную подачу природного топлива и поддержку его давления на должном уровне.

Какие документы нужно предоставить в ГРО для оформления технических условий при газификации дома:

  • запрос на выдачу ТУ с указанием планируемого срока запуска газопровода и предполагаемого расходования газа;
  • копии свидетельств о собственности на участок и здание;
  • копию удостоверения личности;
  • расчеты предельного расхода топлива (при использовании свыше 5 м3 в час);
  • план участка и прилегающей к нему территории;
  • согласие собственника (если документы подает арендатор);
  • доверенность (при подаче документации представителем).

Разработкой ТУ занимаются специалисты ГРО. В готовом документе должны быть прописаны: часовой расход топлива, сроки подключения трубопровода и период действия технических условий.

После выдачи ТУ вам нужно составить договор с проектным бюро – ГРО либо сторонней компанией, которое будет заниматься подготовкой проекта для газификации дома. Для подготовки соглашения потребуются топографический план участка, технические паспорта на здание и устанавливаемое оборудование. При необходимости проектировщик может выехать на объект, чтобы произвести замеры и уточнить детали.

Проект газификации загородного дома – обязательный пункт при проведении прокладочных работ, позволяющий правильно спланировать разводку, рассчитать и подобрать необходимое оборудование. Визуально он выглядит, как пояснительная записка из нескольких листов, в которой отражаются:

  • поэтажный план здания с указанием мест прокладки труб и расположения приборов;
  • параметры энергоэффективности объекта;
  • спецификация газового оснащения;
  • смета на установку;
  • обоснование выбора того или иного способа монтажа;
  • меры предосторожности и защиты.

На последних страницах проекта прописывают особые условия проведения работ и располагают сборочный чертеж, определяющий особенности размещения и сварки трубопроводов. Стоимость проекта при газификации частного дома может устанавливаться согласно Приказу ФАС №1151 (при обращении в ГРО), либо по рыночным расценкам, если документ будет заказываться в сторонних организациях.

После подготовки документации необходимо составить договор с организацией, которая будет проводить монтажные работы. Выбранная компания должна иметь лицензию и допуски на выполнение подобного рода мероприятий. Весь процесс газоснабжения можно разделить на несколько этапов:

  • Прокладка внешнего газопровода. Трубопровод от центральной магистрали к участку может прокладываться подземным или наземным способом. При выборе подземного метода газификации дома используют трубы диаметром 15 см, которые помещают в заранее вырытые траншеи. На придомовой территории устанавливают газорегуляторный пункт, предназначенный для нормализации давления природного газа.
  • Устройство котельной. Подготовка помещения для монтажа оборудования осуществляется одновременно с внешними работами. В рамках проведения этих работ закупают и устанавливают необходимые приборы, отделывают котельную согласно требованиям пожарных и газового хозяйства, готовят места для ввода газопровода. В котельной обязательно обустраивают дымоход, систему искусственной или естественной вентиляции. Аналогичную подготовку выполняют на кухне, где будет размещаться газовая плита.
  • Подключение коммуникаций. На последнем этапе газификации загородного дома в здание вводят трубу и соединяют ее с основным стояком. После завершения сборки подключают регулирующие и измерительные приборы – счетчик, различные датчики, запорные краны.

1. Законодательство Республики Казахстан о газе и газоснабжении основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Принят закон о бесплатной газификации в России

1. Целями государственного регулирования в сфере газа и газоснабжения являются обеспечение энергетической и экологической безопасности, улучшение социально-экономического положения населения Республики Казахстан.

2. Государственное регулирование в сфере газа и газоснабжения основывается на следующих принципах:

1) безопасности и надежности газоснабжения;

2) рациональности использования ресурсов газа;

3) приоритетности обеспечения внутренних потребностей Республики Казахстан товарным и сжиженным нефтяным газом, производимым на территории Республики Казахстан;

4) приоритетности газификации объектов, расположенных на территории Республики Казахстан;

5) сбалансированности ценовой политики в сфере газа и газоснабжения.

3. Задачи государственного регулирования в сфере газа и газоснабжения:

1) создание единой системы снабжения товарным газом;

2) создание условий для бесперебойного обеспечения внутренних потребностей Республики Казахстан в товарном и сжиженном нефтяном газе;

3) увеличение доли товарного и сжиженного нефтяного газа в общем объеме потребляемых в Республике Казахстан топливно-энергетических ресурсов.

1. Исключен Законом РК от 30.12.2019 № 297-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

2. Уполномоченный орган в области промышленной безопасности:

1) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

2) разрабатывает и утверждает требования по безопасности объектов систем газоснабжения;

2-1) осуществляет государственный контроль в сфере газа и газоснабжения в части соблюдения требований безопасной эксплуатации бытовых баллонов и объектов систем газоснабжения, за исключением газопотребляющих систем и газового оборудования бытовых и коммунально-бытовых потребителей;

3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

3. Исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

4. Уполномоченный орган, осуществляющий руководство в соответствующих сферах естественных монополий:

1) согласовывает предельные цены оптовой реализации товарного газа на внутреннем рынке Республики Казахстан и предельные цены сжиженного нефтяного газа, реализуемого в рамках плана поставки сжиженного нефтяного газа на внутренний рынок Республики Казахстан вне электронных торговых площадок;

1-1) согласовывает перечень инвестиционных проектов по производству нефтегазохимической продукции;

2) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

4-1. Уполномоченный орган в области государственной поддержки индустриальной деятельности:

1) согласовывает перечень инвестиционных проектов по производству нефтегазохимической продукции;

2) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

5. Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы, районов (городов областного значения):

1) осуществляют государственный контроль за соблюдением требований безопасной эксплуатации газопотребляющих систем и газового оборудования бытовых и коммунально-бытовых потребителей;

1-1) в пределах своей компетенции осуществляют контроль за оборотом сжиженного нефтяного газа, реализуемого в рамках плана поставки сжиженного нефтяного газа на внутренний рынок Республики Казахстан;

1-2) формируют и направляют в уполномоченный орган сводные заявки на поставку сжиженного нефтяного газа на территорию области, города республиканского значения, столицы;

1-3) создают комиссии по формированию сводных заявок на поставку сжиженного нефтяного газа;

2) участвуют в реализации генеральной схемы газификации Республики Казахстан;

3) представляют в уполномоченный орган прогноз потребления сжиженного нефтяного газа на территории области, города республиканского значения, столицы;

4) представляют в уполномоченный орган сведения по реализации и потреблению сжиженного нефтяного газа на территории области, города республиканского значения, столицы;

5) резервируют в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, земельные участки, на которых генеральной схемой газификации Республики Казахстан предусмотрено строительство объектов систем газоснабжения;

6) предоставляют земельные участки в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, для строительства объектов систем газоснабжения;

6-1) осуществляют государственный контроль за соблюдением требований безопасной эксплуатации бытовых баллонов и объектов систем газоснабжения бытовых и коммунально-бытовых потребителей в пределах границ населенного пункта;

6-2) утверждают нормы потребления товарного и сжиженного нефтяного газа;

6-3) согласовывают перечень инвестиционных проектов по производству нефтегазохимической продукции;

7) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

1. В целях бесперебойного обеспечения внутренних потребностей Республики Казахстан в товарном газе, безопасной эксплуатации объектов систем газоснабжения, организации непрерывного диспетчерского контроля транспортировки, хранения товарного газа и создания единой системы его учета в Республике Казахстан формируется единая система снабжения товарным газом.

2. Единая система снабжения товарным газом включает соединительные, магистральные газопроводы, хранилища товарного газа, газораспределительные и газопотребляющие системы, автогазонаполнительные компрессорные станции и иные технологические объекты, предназначенные для производства, транспортировки, хранения, реализации и потребления товарного газа.

В состав единой системы снабжения товарным газом не входят промысловые газопроводы, газопотребляющие системы бытовых и коммунально-бытовых потребителей, технологические объекты, предназначенные для производства и регазификации сжиженного природного газа, а также для перевозки, хранения, реализации и потребления сжиженного нефтяного газа.

3. Объекты единой системы снабжения товарным газом могут находиться в государственной или частной собственности.

4. Субъектами единой системы снабжения товарным газом являются:

1) национальный оператор;

2) производители товарного газа;

3) недропользователи, являющиеся собственниками товарного газа, произведенного в процессе переработки добытого ими сырого газа;

4) собственники товарного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан и ввезенного для потребления на территорию Республики Казахстан;

5) собственники товарного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан из сырого газа, добываемого в Республике Казахстан, на основании международных договоров Республики Казахстан;

6) газотранспортные и газораспределительные организации;

7) владельцы автогазонаполнительных компрессорных станций;

8) промышленные потребители товарного газа;

9) промышленные потребители-инвесторы;

10) потребители, включенные в перечень электростанций.

5. Уполномоченный орган ведет учет и публикует на интернет-ресурсе перечень производителей товарного газа, недропользователей, являющихся собственниками товарного газа, произведенного в процессе переработки добытого ими сырого газа, собственников товарного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан и ввезенного для потребления на территорию Республики Казахстан, собственников товарного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан из сырого газа, добываемого в Республике Казахстан, на основании международных договоров Республики Казахстан, газотранспортных и газораспределительных организаций.

6. Для целей эффективного функционирования единой системы снабжения товарным газом производители товарного газа, газотранспортные и газораспределительные организации обязаны соблюдать устанавливаемые технологические режимы эксплуатации объектов единой системы снабжения товарным газом.

1. Национальный оператор осуществляет следующие функции:

1) участвует в реализации государственной политики в сфере газа и газоснабжения;

2) участвует в разработке и реализации генеральной схемы газификации Республики Казахстан;

3) осуществляет преимущественное право государства на приобретение сырого и товарного газа в соответствии с настоящим Законом;

4) осуществляет приоритетное право государства на приобретение объектов единой системы снабжения товарным газом, долей в праве общей собственности на объекты единой системы снабжения товарным газом и пакетов акций (долей участия) юридических лиц – собственников объектов единой системы снабжения товарным газом в соответствии с настоящим Законом;

5) обеспечивает бесперебойную транспортировку и хранение товарного газа, в том числе путем заключения договоров с газотранспортными и газораспределительными организациями;

6) осуществляет оптовую реализацию товарного газа;

7) обеспечивает централизованное оперативно-диспетчерское управление технологическим режимом работы объектов единой системы снабжения товарным газом;

8) представляет в уполномоченный орган сведения по транспортировке, хранению и реализации товарного газа на территории Республики Казахстан, по приобретению сырого и товарного газа в рамках преимущественного права государства, а также прогноз внутренних потребностей Республики Казахстан в товарном газе на предстоящий календарный год;

9) обеспечивает взаимодействие с газотранспортными системами сопредельных государств по управлению и обеспечению устойчивости режимов транспортировки товарного газа;

10) обеспечивает создание и функционирование автоматизированной системы коммерческого учета товарного газа, находящегося в единой системе снабжения товарным газом;

11) осуществляет разведку и добычу или добычу углеводородов на газовых и газоконденсатных месторождениях.

2. Национальный оператор обязан:

1) обеспечивать на условиях, установленных настоящим Законом, бесперебойное снабжение товарным газом потребителей, подключенных к объектам единой системы снабжения товарным газом;

2) обеспечивать строительство, эксплуатацию, модернизацию и (или) реконструкцию объектов единой системы снабжения товарным газом в соответствии с генеральной схемой газификации Республики Казахстан;

3) обеспечивать использование на объектах единой системы снабжения товарным газом, которыми владеет национальный оператор, энергосберегающих и экологически чистых технологий и оборудования.

3. Объекты единой системы снабжения товарным газом, находящиеся в собственности национального оператора или газотранспортных и (или) газораспределительных организаций, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат национальному оператору, могут отчуждаться по согласованию с уполномоченным органом.

Государственная Дума 1 июня 2021 года приняла в третьем чтении закон о газоснабжении, согласно которому газ до границ участка домовладения будут подводить без привлечения средств граждан.

Теперь от газовой трубы, которая проложена в населенный пункт, до границы домовладения конкретного человека газ будут обязаны подвести за счет средств государства. А уже непосредственно на территории своего земельного участка подключение к дому гражданин будет оплачивать сам.

На бесплатное подключение могут рассчитывать россияне, чей участок находится от газопровода на расстоянии не более чем 200 метров. Площадь дома критерием для подключения к газопроводу не является. А вот проведение газа внутри участка потребитель в любом случае будет оплачивать самостоятельно.

Площадь дома не является критерием для подключения к газопроводу. В мероприятиях по ускоренной газификации дорожной картой определён максимальный часовой расход газа в размере семи кубических метров в час для физических лиц.

Ограничение по расходу газа в час тоже, по его словам, просчитано вполне здраво: для отопления дома в час требуется не более полутора кубометров газа на каждые 100 метров, духовка потребляет порядка 0,25 кубометра в час, работающая плита с четырьмя конфорками — максимум один кубометр в час. Ограничение же составляет семь кубометров в час, и их должно хватать даже с запасом.

Программы газоснабжения и газификации реализуются в 67 регионах Российской Федерации. Уровень газификации природным газом в среднем по России на 1 января 2020 года показатель составляет 70,1 %. При этом даже при наличии технической возможности далеко не все сельские жители имеют возможность поучаствовать в данной программе. Дело в том, что стоимость подключения к проведенному газопроводу для многих оказывается неподъёмной.

В этом году ситуация может измениться. Президент РФ Владимир Путин поручил правительству с участием «Газпрома» и властей регионов обеспечить доведение газа до участков негазифицированных домовладений без привлечения средств граждан. Срок исполнения поручения – 2023 год, говорится в перечне поручений по реализации послания президента Федеральному собранию.

В.В. Путин в своем Послании Федеральному собранию поручил довести уровень газификации в стране к 2030 году до 82,9% (сейчас — 71,4%). Программа газификации до 2030 года оценивается в 1,9 триллиона рублей. Глава государства пообещал, что лично проследит за тем, чтобы поручение было выполнено.

Позднее премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил «дорожную карту» газификации регионов. В план включены 54 мероприятия, большая часть которых будет реализована в 2021-2022 годах.

Владельцы частных жилых домов площадью не более 300 квадратных метров смогут рассчитывать на бесплатное подключение к газу. Речь идет о строительстве газопровода до границы участка, заявил генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз» Сергей Густов.

Матвиенко: Надо добиться от правительства решений по газификации регионов

«То есть вошли в населенный пункт, прошли по улице, сделали отводы к домам один раз, заасфальтировали, сделали благоустройство», — пояснил он в эфире телеканала «Россия-1».

При этом проведение газовой сети внутри участка потребители будут оплачивать самостоятельно.

На сайте Кремля по результатам проверки исполнения программы по газификации опубликован перечень поручений Президента РФ, содержащий следующие пункты:

  • главам регионов с участием «Газпрома» необходимо обеспечить формирование источников субсидирования и финансирования процесса газификации. Привлечение собственных средств граждан в качестве источника обеспечения проведения газа не рассматривается;
  • тем же субъектам следует разработать и утвердить обязательные стандарты к порядку определения стоимости выполнения технических работ по подключению газа;
  • исполнительным органами необходимо обеспечить возможность сбора сведений для заключения договора в формате «одного окна», в том числе через МФЦ;
  • на федеральном уровне и на местах должна быть обеспечена цифровизация процесса газификации в целях обеспечения межведомственного обмена данными.

Министерствам и ведомствам указано разработать законопроект, упрощающий процесс проектирования, строительства, ремонта газопроводов. Фактически анонсирована бесплатная газификация для граждан.

  • Дом в лесу. Что мешает развитию в России индивидуального жилищного строительства
    А вам ещё нужен газ? «Единая Россия» запускает популистский проект высшего уровня

Бесплатную догазификацию будут проводить по принципу «бери-или-плати»

Сейчас подключение к газораспределительным сетям в стране однотипно. «Газпром» проводит магистральный газ до населенного пункта. Расходы по последующему подключению ложатся на потребителя. Он также должен предоставить пакет согласованных документов, подготовить который могут только профессиональные участники рынка (например, проект газоснабжения и организация строительного надзора).

Закон предлагает проводить газ бесплатно непосредственно к участкам граждан. Сам потребитель будет оплачивать прокладку газовой трубы от границ своего участка к дому и газовое оборудование (котел, водонагреватель, трубы, плита, счетчики и т. д.). Таким образом, «последняя миля», за которую отвечают субъекты и муниципальные образования, будет исключена из стоимости газификации.

Александр Самарин, министр энергетики Московской области:

— Законопроект имеет важное значение, поскольку он даст возможность более чем 100 тыс. домовладений бесплатно получить газ до границ их участка. Данный вопрос особо актуален для Подмосковья, так как в регионе один из самых высоких процентов газификации. Мособлгаз уже приступил к подведению газа до населенных пунктов.

В Московской области средняя стоимость газификации составляет от 80 тыс. до 150 тыс. руб. с учетом оборудования. Но самой основной и дорогостоящей проблемой является удаленность газопровода от домов. С принятием данного законопроекта все расходы по подведению газа на участок берет на себя газораспределительная организация (или государство), за счет чего газ становится намного доступнее.

Подведение газа до границ домовладений жителям Московской области будет организовано абсолютно бесплатно. Что касается работ по проведению газа непосредственно в дом, то стоимость зависит от индивидуальных предпочтений жителей и вместе с оборудованием составляет от 60 тыс. руб.

Теоретически выгода потребителей от бесплатной газификации будет равна сумме платы, которая установлена для газораспределительной организации при подведении газопровода к земельному участку. В каждом регионе этот показатель свой. Например, в Подмосковье в 2021 году он установлен на уровне 66,9 тыс. руб., но при соблюдении ряда условий. Например, в поселке уже есть уличный газопровод, участок находится на расстоянии не более 200 м и нет необходимости в бестраншейной прокладке газопровода и устройстве пункта редуцирования газа.

«По сути, 66,9 тыс. руб. — это льготная цена подключения газа. Но реальные расходы на подводку газа к участку могли быть гораздо выше: 150–200–300 тыс. руб. в зависимости от сложности работ и удаленности участка. Например, если нужно было проложить газопровод до участка под автодорогой, то сумма могла достигать сотен тысяч, а иногда и миллиона рублей. Теперь эти расходы должны будут взять на себя газораспределительные организации», — пояснил директор института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Илья Долматов.

За проведение газа непосредственно на участке будет по-прежнему платить сам потребитель. И это тоже существенная сумма, отметил Долматов, — стоимость работ может достигать 200–300 тыс. руб. Плюс покупка оборудования, которое необходимо установить в доме (котел, разводка труб по дому), это довольно приличные затраты. «Поэтому нельзя сказать, что газификация будет бесплатной. Потребителю все равно придется заплатить, сколько конкретно — зависит от сложности работ и протяженности газопровода на территории участка, самого оборудования (отечественное или импортное) и других факторов», — добавил он.

Основные траты при газификации в Подмосковье:

— разработка проекта газификации — от 15 тыс. руб.;
— подведение газа к участку — от 69,9 тыс. руб.;
— строительно-монтажные работы на участке — от 200 тыс. руб.;
— покупка оборудования: газовые котлы (от 18 тыс. руб.), водонагреватели (от 10 тыс. руб.), счетчики (от 12 тыс. руб.), радиаторы (от 5 тыс. руб. за шт), газовая плита (от 7-8 тыс. руб.), различные комплектующие (дозаторы, крепления, трубы и т. д). Это еще минимум 70 тыс. руб.

Бесплатная газификация будет вестись за счет ГРО и устанавливаемых для них специальных надбавок. Кроме того, оператор сможет привлекать средства через механизмы льготных кредитов и займов.

Второй источник — средства «Газпрома», который и ранее выделял деньги на газификацию, добавил Долматов. По его мнению, здесь могут быть задействованы доходы госкорпорации от экспортной выручки. Не исключено, что сами регионы будут дополнительно субсидировать бесплатное подключение потребителей к газу. Ряд субъектов уже такие механизмы использует.

«Поскольку в отношении граждан проводится жесткая социально-ориентированная политика, то дополнительное повышение тарифов за газ исключено. ФАС будет вести контроль, чтобы бремя расходов по бесплатной газификации не ложилось на плечи граждан. Очевидно, что эти расходы будут понесены и за них заплатит потребитель, но не граждане», — считает эксперт.

Если гражданин, обратившийся в газораспределительную организацию с заявкой о подключении своего участка, получил отказ из-за отсутствия пропускной способности объектов газотранспортных систем, то в этом случае организации (собственники систем газоснабжения) обязаны проводить мероприятия, направленные на увеличение пропускной способности объектов принадлежащих им газотранспортных систем «в объеме, превышающем объем неудовлетворенных заявок, в соответствии с критериями и в порядке, определяемыми правительством», отмечается в законе.

Заниматься проведением бесплатного газа до участков будет созданный единый оператор газификации — это «Газпром» и его дочерние компании. На территориях, где единый оператор не присутствует, появится региональный оператор газификации — самая крупная организация, которая осуществляет эксплуатацию и развитие газораспределительных сетей и их объектов, а также оказывает услуги, связанные с подачей сырья потребителям и их обслуживанием. Нормативной основой для бесплатного подключения к газу станут межрегиональные и региональные программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, схемы расположения объектов газоснабжения.

Услуги населению по подключению к газу до участка будут оказываться по принципу «одного окна», на основании комплексных договоров. «По новому закону, гражданин сможет обратиться к оператору газификации с просьбой провести газовую трубу до своего участка. Оператор за счет средств госбюджета обеспечит заявителя всем необходимым оборудованием газоснабжения», — пояснил юрист адвокатского бюро Asterisk Вячеслав Климов.

Застройщики положительно оценивают принятие законопроекта. Сегодня основная проблема подключения к газу как раз находится на «последней миле» — не подведение газа до деревни или прокладка газовой трубы вдоль домов, а само подключение к трубе, отмечает председатель совета директоров KASKAD Family Валерий Мищенко. «Даже если газовая труба лежит у тебя по дороге вдоль дома, затраты на то, чтобы к ней подключиться, в Московской области составляют от 400 тыс. до 700 тыс. руб. и зависят от расположения дома», — отметил эксперт.

При этом, по его мнению, необходимо урегулировать вопросы, каким образом будут назначать тарифы на подведение газа от магистрали до дома и его подключение. Но с точки зрения девелоперского бизнеса экономика проектов вряд ли изменится.

«В текущей редакции закона взаимодействие девелопера, который строит малоэтажные форматы, и компании, которая занимается подведением газа, никак не описано. Будем надеяться, что такое инвестиционное сотрудничество станет возможным. Например, когда «Газпром» растягивает газовую сеть по поселку, а подключение индивидуального дома к газовой сети осуществляет непосредственно сам девелопер. В этом случае снижение нагрузки на отдельно взятое физлицо может составить от 1 млн до 2 млн руб. на домовладение в зависимости от площади участка», — добавил Валерий Мищенко.

Частные дома для подведения газа должны отвечать следующим требованиям:

  • газовые котлы размещаются в подвале или цокольном этаже, в количестве не более 2 в одном помещении;
  • в помещении, где располагаются котлы могут устанавливаться стеклопакеты, но при условии, что конструкция позволяет их быстро выбить;
  • жилой дом обязательно оснащается приборами контролирующими давление и температуру в газовой системе и счетчиком учета расхода газа;
  • газовая плита устанавливается на расстоянии 1 метра от противоположной стены;
  • газовое оборудование, предназначенное для установки, имеют сертификат и все необходимые приложения;
  • если газовая плита устанавливается под навесом, она обязательно должна быть оснащена защитой от задувания.

Требования к кухне:

  • высота потолков не менее 2.2 метра;
  • наличие зазора под дверью и окна для проветривания, с открывающимися створками;
  • объем не менее 8 м2 для 2-комфорочой плиты, 12 м2 для 3-комфорочной и 15 м2 для 4-комфорочной плиты.

Заниматься осуществлением социальной программой газификации будет единый оператор газификации — «Газпром», в том числе его дочерние компании. Эти услуги населению будут оказываться на основании комплексных договоров, заключенных с оператором.

Если земельный участок или дом, расположенный на нем, не отвечают требования программы газификации, в подключении ГРО откажет.

Если получен отказ в связи с неверным или неполным оформлением документов, о чем заявитель получает уведомление и у него есть возможность в течение 20 дней исправить недочеты и вновь подать документы.

После завершения монтажных работ необходимо вызвать работника ГРО для проверки. Для этого подается заявка, срок ожидания по которой в среднем составляет 2 недели. Проведенная проверка подтверждается квитанцией. Работник ГРО пломбирует счетчик, проверяет герметичность стыков и проводит пробный пуск. Кроме этого он проводит инструктаж по безопасному использованию установленного газового оборудования.

Запуск газопровод

Только после проведения всех мероприятий и предъявления в ГРО квитанции о проведенной проверке осуществляется запуск газопровода.

Заключение договора с газовым хозяйством

Одновременно с запуском заключается договор на поставку газа. Для этого в ГРО предъявляется подписанный сторонами акт приемки в эксплуатацию системы внутреннего газопровода и пакет документов на оборудование и выполненные работы.

В среднем это может стоить от 30 до 100 тысяч рублей. В эту стоимость входит:

  • сбор документов и получение ТУ — 8-50 тысяч рублей;
  • проект газификации — 3 — 20 тыс. руб.;
  • разводка от магистральной трубы до дома — 2-5 тыс.руб. за 1 метр;
  • врезка частной трубы в магистральную систему 10-15 тыс. руб;
  • выход работника ГРО и оценка готовности системы к подключению — 1-2 тыс. руб.

Газификация частных домов должна прежде всего отвечать требованиям безопасности, в том числе наличие в газовой котельной вентиляции, остекления (стеклопакет должен содержать 1 стекло), высота потолков не менее 2.5 м, объем котельной не менее 15 м3.

Соблюдение этих требований обеспечит безопасное использование газового оборудования.

Самая большая проблема при бесплатном подключении газа, это отсутствие возможности технологического присоединения. В этом случае ГРО по заявке лица обязана сообщить потребителю сроки появления такой возможности.

Также могут возникнуть проблемы правильности оформления необходимых документов, но все ошибки ГРО указывает и дает возможность их исправить.

Наиболее часто граждан интересует вопрос можно ли взять кредит на газификацию дома?

Обратитесь в любой банк и там обязательно подберут выгодный вариант кредитования. Например в Россельхозбанке разработана специальная программа для кредитования населения в сельской местности для целей газификации.

Можно ли провести газ в СНТ?

Закон дает такую возможность, но решение о разведении газа по СНТ должно принимать общее собрание.

Россия – один из мировых лидеров по добыче и экспорту природного газа. Но несмотря на то, что Газпром – «национальное достояние», рядовым россиянам газификация долгое время обходилась в сотни тысяч, если не миллионы рублей, а многим не была доступна даже за деньги. Доходило до смешного – Россия поставляет газ в Китай по газопроводу, проходящему мимо населенных пунктов, но эти сами населенные пункты не газифицированы до сих пор.

Газ при этом – намного дешевле, чем другие виды топлива, также он более экологичен, а газоснабжение надежнее, чем отопление другими ресурсами.

Проблему пытаются решить уже несколько лет. Например, в регионах начали ограничивать плату за подведение газопровода к земельному участку – в Московской области эта услуга не могла стоить больше 66,9 тысяч рублей. Но такая «льготная» цена действовала только в том случае, если в населенном пункте уже был газопровод, он не дальше 200 метров от дома и его можно без лишних трат подвести на свой участок. Если условия сложнее, цена увеличивалась.

ПАМЯТКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ — Газификация и догазификация

Принятый закон стал логичным продолжением уже существующей в России программы газификации – она была принята еще раньше. Программа пройдет в два этапа: к 2024 году уровень газификации страны должен вырасти с 71,4% до 74,7%, а к 2030-му – до 83%. Это будет финалом газификации – остальным 17% придется получать энергию от носителей других типов.

Всего программа была принята для 67 регионов и 3632 населенных пунктов, а подключение их к газу еще в 2020 году пообещал «Газпром». Но эта программа касается газификации населенных пунктов – тогда как объявленная президентом программа коснется тех населенных пунктов, где газ уже есть.

Работать это будет так:

  1. гражданин обращается к оператору газификации по вопросу проведения труды к своему участку;
  2. оператор за счет бюджетных средств выполняет все работы.

Оператором программы станут дочерние компании «Газпрома» (отвечающие за распределение газа в регионе), а если таких нет – то крупнейшие газораспределительные организации региона. Например, в Московской области уже пообещали открыть 674 точки приема населения, также можно отправить заявку через «Мособлгаз» или на сайте регионального Министерства энергетики.

Правда, не стоит ждать, что государство подведет газ к участку сразу – программа догазификации (то есть, если труба уже в населенном пункте) будет длиться до 1 января 2023 года, причем сначала в нее попадут густонаселенные районы. В целом все должно идти по очередности – и график работ нужно искать на сайтах региональных ГРО.

Следующий этап – газификация в населенных пунктах, в которые только придет газопровод – вероятно, начнется еще не скоро.

Особо стоит отметить газификацию садовых некоммерческих товариществ (СНТ) – их проблема в том, что весь поселок формально считается единым земельным участком, поэтому государство сможет максимум подвести газопровод к нему. Разводка трубы по улицам СНТ и до участков его участников, судя по всему, будет оплачиваться самим СНТ. Это подтвердил и президент Владимир Путин – он потребовал, чтобы газопроводы подвели от населенных пунктов до границ СНТ до 2025 года.

Кроме прочего, СНТ пообещали переводить в статус сельских территорий в упрощенном порядке – в этом случае владельцы участков смогут не платить за проведение трубы по своему поселку, это сделают за счет государства.

В случае с населенными пунктами, подпадающими под условия программы, газораспределительная организация обещает подвести трубопровод к границе участка. Власти уже подтвердили – никаких условий вроде «бери или плати» не будет, то есть, у абонентов не будет обязательства выбирать определенный объем газа.

Но все равно абоненту придется заплатить за то, чтобы проведенный с улицы газопровод попал ему в дом. В зависимости от конфигурации участка и его размеров, расходы могут быть солидными:

  • проведение работ на участке – включая собственно проведение трубы, строительство опор, установку дополнительного оборудования – обойдется в сумму до 200 тысяч рублей;
  • разработка проектной документации (в пределах участка) – от 15 тысяч рублей;
  • счетчик газа – от 12 тысяч рублей;
  • газовое оборудование – котел, водонагреватель, радиаторы, газовая плита (в доме без газа ничего этого нет) – обойдется еще в 50-70 тысяч рублей.

Итого «бесплатная» газификация обойдется россиянам примерно в 200-300 тысяч рублей. Конечно, в более бедных регионах суммы могут быть ниже – все-таки стоимость таких услуг государство никак не регулирует (хотя ФАС, очевидно, будет следить за завышением цен

В случае с СНТ расходы могут быть еще выше – например, если в товариществе 50 участников, а проведение трубы стоит 1 миллион рублей, каждый заплатит всего по 20 тысяч. Но обычно порядок цифр куда больше, а многие участники СНТ на старте не хотят финансово участвовать в такой затее.

Отдельно стоит сказать о тех участках, которые находятся дальше 200 метров от ближайшего газопровода. Непонятно пока, как именно будут измерять это расстояние, и что делать тем, кому не повезло жить далеко от входа в поселок. Но если, например, в процессе газификации труба придет в другие дома, которые ближе 200 метров, вероятно, можно будет подключиться бесплатно к этой же трубе.

Скорее всего, эти моменты более подробно раскроют следующие подзаконные акты правительства – а сама газификация (точнее, программа догазификации) стартовала пока только в Московской области. Вероятно, другие регионы подключатся к программе до 1 ноября 2021 года – это крайний срок для подготовки более подробных правил.

16871

12476


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.