Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый закон о алкоголе 2022 должен ли открываться алкоголь». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Маркировка некоторых видов товаров становится обязательной в 2021 году. Новые правила вводят постепенно по срокам и по видам товаров, которые закон обязывает маркировать. Для этой процедуры разработана система «Честный знак».
Маркировка алкогольной продукции также является обязательной процедурой в 2021 году. Однако система «Честный знак» к маркировке алкогольной продукции не имеет никакого отношения. Обязательная маркировка алкогольной продукции подчинена специальному закону и не входит в нормативное поле иных маркируемых товаров. То есть маркировка алкогольной и табачной продукции происходит по разным правилам и законам.
О маркировке в системе «Честный знак» мы писали в статье «Маркировка товара в 2021 году».
Опишем новшества правил маркировки алкогольной продукции с 2021 года.
Основное отличие ― отмена маркировки акцизными марками алкогольной продукции. Закон о маркировке алкогольной продукции оперирует понятием «федеральные специальные марки» (ФСМ). То есть в 2021 году осуществляется маркировка алкогольной продукции федеральными специальными марками.
Что такое подакцизные товары, мы писали в статье.
Акцизные марки не отменены резко с 1 января. Их удаление из оборота произойдет постепенно. Если на акцизную марку было подано заявление до 01.01.2021, то использовать ее допустимо:
- при ввозе в Россию алкоголя ― до 01.01.2022;
- при обороте алкоголя ― до конца срока годности продукции.
Еще один плюс новаций ― сокращение документооборота по получению ФСМ.
И также отметим, что четко определены виды алкогольной продукции, маркировка которой не производится ФСМ.
Итак, мы говорим об алкогольной продукции, подлежащей маркировке ФСМ. Что собой представляют эти марки?
Федеральная специальная марка — это документ, удостоверяющий законность производства и оборота на территории РФ алкогольной продукции. Она также является носителем информации ЕГАИС. На ней содержится двухмерный штриховой код, нанесенный изготовителем марки и содержащий идентификатор ЕГАИС в кодированном виде.
Правительством установлена фиксированная цена ФСМ — 1 890 рублей за 1 000 штук без учета НДС. Оплату марок их получатель производит авансом за свой счет.
Кто должен получать новые марки:
- организации, производящие алкоголь на территории РФ;
- организации, покупающие алкоголь для ввоза в РФ.
Если алкогольная продукция подлежит обязательной маркировке, какая последовательность действий должна быть произведена для получения ФСМ? Могут ли отказать в выдаче марок?
Какая алкогольная продукция подлежит обязательной маркировке
На сегодняшний день продажа алкоголя допускается только с помощью единой государственной автоматизированной системы, даже в поселениях с населением менее 3000 человек.
Итак, работа розничной точки при продаже алкоголя строится следующим образом:
- Кассир считывает с бутылки стандартный линейный штрихкод, после чего кассовая программа предлагает отсканировать «алкогольный» двумерный штрихкод (PDF-417).
- Кассир считывает «алкогольный» штрихкод с помощью специального 2D-сканера. Система определяет подлинность бутылки и включает эту позицию в чек.
- Кассир выдает покупателю обычный чек и чек с QR-кодом, по которому он узнает всю информацию о бутылке и проверяет ее подлинность.
- Далее данные о покупке поступают в специальную программу — УТМ ЕГАИС. УТМ расшифровывается как «универсальный транспортный модуль» и является программным обеспечением для работы с сервисом.
- Последний этап — отправление данных о продаже в Росалкогольрегулирование (РАР). Для этого продавец подключает к компьютеру специальное USB устройство — JaCarta, на котором записана электронная подпись, позволяющая совершить эту процедуру.
А вот правила, как проводятся в ЕГАИС слабоалкогольные напитки, 2021 года:
- товар от поставщика приходуется на регистре №1;
- алкогольная продукция перемещается на регистр №2 для реализации;
- объем продаж отражается в журнале учета;
- в конце рабочей смены составляется акт списания и проводится в ЕГАИС;
- ответственный работник сверяет остатки.
Согласно Федеральному закону №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием электронных средств платежа», все продавцы алкоголя должны перейти на онлайн-кассы. Основное требование к новым ККТ — это возможность передавать электронные копии чеков в налоговую через интернет.
В то же время непосредственно продажу алкоголя регулирует 171-ФЗ. Оба документа не зависят друг от друга и должны выполняться одновременно: если следовать требованиям 54-ФЗ, но не передавать данные в ЕГАИС, то вас оштрафует РАР. И наоборот, если вы выполняете требования РАР, но не соответствуете 54-ФЗ, — не избежать штрафа от налоговой. Если не отчитались в ЕГАИС по этанолу, обязаны опубликовывать санкции — за нарушения грозит административная ответственность и штрафы. Размеры взыскания таковы:
- для должностных лиц — от 10 000 до 15 000 рублей;
- для организации — от 150 000 до 200 000 рублей.
Таким образом, продавцов алкоголя теперь контролируют два независимых органа. Это значит, что работать с алкоголем следует по следующей схеме.
- Отчитываетесь РАР только за приемку.
- Отправляете чек ОФД.
- Выдаете покупателю чек с одним QR-кодом для проверки в ФНС.
Где взять онлайн-кассу с поддержкой ЕГАИС
Если ваша касса уже соответствует требованиям РАР, то приобретать новую нет необходимости. Требуется только модернизировать имеющуюся ККТ, чтобы она могла передавать чеки в налоговую через интернет. Для этого нужно:
- снять кассу с учета;
- купить комплект модернизации и обновить ПО;
- зарегистрировать кассу в ФНС. Для этого нужна новая электронная подпись (подпись для ЕГАИС использовать нельзя).
Следует обратить внимание на то, что не все ККТ, которые поддерживают единую государственную автоматизированную систему, подлежат модернизации до онлайн-кассы. Подробную информацию об этом узнайте у своего производителя ККТ.
Вышло разъяснение РАР о признаке перехода права собственности в ЕГАИС в соответствии с новыми требованиями из Приказа от 17.12.2020 №397. С 01.04.2021 необходимо направлять в ЕГАИС сведения о перегрузе товара при поставке (в том числе возврате), внутреннем перемещении продукции и заполнении поля «13. Признак перехода права собственности».
Участники рынка должны представлять заявки о фиксации в ЕГАИС сведений о перегрузе товара при поставке (в том числе возврате), внутреннем перемещении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Но так как у многих участников алкогольного рынка отсутствует техническая возможность выполнения новых требований, Росалкогольрегулирование объявило, что их неисполнение — непредставление заявки и незаполнение поля 13 — не является нарушением до 01.06.2021. До этой даты все участники алкогольного рынка вправе представлять заявки о фиксации информации в ЕГАИС в соответствии с размещенными в УТМ электронными формами в электронном формате, поддерживаемом их учетной системой и учетной системой контрагента. За переходный период следует обеспечить переход на версию УТМ 4.2.0 для выполнения новых требований.
В 2021 году существенно меняется порядок регистрации продукции — поэтапно вводят поштучный учет с обязательным указанием акцизной марки каждой бутылки. Основные этапы перехода:
- С 15.01.2021 запрещена постановка на баланс в торговый зал старых марок.
- С 01.02.2021 РАР отклоняет все накладные, по которым нет ответа более 60 дней. Остаток по этим накладным возвращается на баланс отправителю. Поставщики корректируют все декларации, которые подали до квартала отправки накладной.
- С 01.02.2021 установлен предельный срок по отмене актов списания. Теперь он составляет 7 дней. С 1 февраля нельзя отменить старые акты списания остатков с регистра №1.
- С 01.03.2021 нельзя перемещать в зал маркируемый алкоголь с положительным или нулевым остатком на регистре №2.
- С 01.04.2021 полностью запрещено перемещать маркированный алкоголь в торговый зал. Для списания необходимо обратиться в территориальное отделение РАР.
Штрафы, предусмотренные в КоАП РФ за нарушения в торговле алкогольной продукцией, более существенны, чем просто штрафы за нарушения правил торговли. Юридическое лицо заплатит до 200 000 рублей даже за одну бутылку поддельного спиртного. Кроме того, санкции предусматривают конфискацию контрафактного товара и оборудования, на котором оно было произведено.
Что же касается онлайн-касс, то штраф за неприменение ККТ исчисляется от суммы, не прошедшей через кассу: юрлицам придется заплатить 75–100% от суммы, но не меньше 30 000 рублей, а ИП — 25–50% от суммы, но не меньше 10 000 рублей. То есть чем больше сумма, которая не прошла по кассе, тем больше штраф.
Минфин предложил повысить минимальные цены на водку и коньяк в 2022 г.
Для получения марок организация – производитель или импортер алкоголя должны направить электронное заявление через личный кабинет ЕГАИС Росалкогольрегулирования.
При этом импортеру алкоголя потребуется в заявлении о выдаче марок указать:
- номер (при наличии) и дату договора поставки алкогольной продукции, при исполнении которого будет осуществляться ввоз продукции;
- полное наименование поставщика алкогольной продукции, место его нахождения, фактический адрес.
Чтобы получить марки производитель алкоголя должен зафиксировать в ЕГАИС сведения о наличии у него в собственности сырья, объем которого соответствует количеству запрашиваемых федеральных специальных марок.
Росалкогольрегулирование должно рассмотреть заявление в течение 29 рабочих дней.
Этот срок может быть продлен, например, если на дату выдачи у Росалкогольрегулирования отсутствуют данные об объеме сырья.
Если Росалкогольрегулирование выявит, что у заявителя нет лицензии, в выдаче марок ему откажут.
Изготовление марок оплачивается за счет средств заявителя. Для этого организации надо предварительно перечислить на счет территориального органа Росалкогольрегулирования плату в размере, кратном количеству марок.
Маркировку алкоголя упростят
Принят Государственной Думой 9 декабря 2020 года
Одобрен Советом Федерации 16 декабря 2020 года
Статья 1
Тем же федеральным законом регламентированы требования к заявителю. Получить лицензию на алкоголь могут только юридические лица (ООО и АО). Индивидуальные предприниматели не могут этого сделать, поэтому им остается ограниченный круг видов деятельности.
Лицензию выдают в субъектах РФ, и она действует только на территории определенного региона (области, республики и т.д.). Компания может выйти на рынок другого субъекта только в том случае, если между регионами, где была выдана лицензия и где планируется деятельность, есть соглашение. Соответственно, большое значение имеет юридический адрес компании.
Уставной капитал заявителя должен составлять:
- Для розничной торговли — от 10 000 рублей в регионах, в Московской области — от 500 000, в Москве — от 1 миллиона.
- Для оптовой торговли — от 10 миллионов рублей.
Продавать алкоголь в розницу можно только на стационарных торговых площадках от 50 квадратных метров. Площадка должна быть арендована не менее чем на год или быть в собственности компании. Если заключен договор аренды, его необходимо зарегистрировать.
Важно, чтобы площадка, где будет продаваться алкоголь, находилась за пределами образовательных учреждений, объектов здравоохранения, спортивных объектов, остановок общественного транспорта, вокзалов и аэропортов (для алкоголя свыше 16,5 градуса), заправок, военных объектов. Запрещено торговать алкоголем свыше 16,5 градуса на рынках. Возможны и другие запреты: перечень мест устанавливает субъект. В регионах же устанавливается и время реализации алкоголя.
Лицензированием оборота алкоголя занимается отдельная федеральная служба — Росалкогольрегулирование. Сюда необходимо прийти, если вы собираетесь заниматься производством, перевозкой или оптовой торговлей алкоголем. Чтобы оформить лицензию на розничную торговлю, вам необходимо найти местный орган — по субъекту (области или республики), который может выдавать такие лицензии. Это могут быть департаменты по развитию предпринимательства и другие подобные структуры. Туда подают документы, и там производят проверку объекта.
Алкогольная лицензия выдается на 5 лет, после окончания этого срока её необходимо продлить. Госпошлину на розничую торговлю алкоголем можно оплатить только один год. Получить лицензию на год не так затратно (65 000 рублей вместо 325 000 рублей на 5 лет), но продлевать ее придётся ежегодно.
Независимо от срока действия алкогольной лицензии, обратиться за продлением надо не раньше 90 и не позднее 30 дней до его окончания. Процедура продления лицензии такая же, как и при её первоначальном получении, но пакет документов будет другой:
- заявление о продлении лицензии (прил. № 6 к Административному регламенту);
- документ, подтверждающий уплату госпошлины на следующий срок действия лицензии.
Росалкогольрегулирование направляет в налоговую инспекцию запрос об отсутствии задолженности по налогам, сборам, штрафам заявителя. Если будут долги перед бюджетом, то в продлении лицензии откажут.
После экспертизы документов назначается выездная проверка для подтверждения соответствия лицензионным требованиям. В 30-дневный срок выносится решение о продлении или об отказе в продлении алкогольной лицензии.
Розничная торговля алкоголем: изменения ЕГАИС в 2021 году
За 15 лет безупречной работы нашими услугами воспользовались более 14 000 клиентов, у которых есть множество запросов на услуги, которые можете оказывать Вы. И мы готовы предоставить Вам возможность оказывать услуги по своему направлению для наших клиентов!
Заполните форму ниже, для того, чтобы участвовать в отборе компаний для пополнения экосистемы для бизнеса от компании Бизнес-Гарант.
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции. (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
К производству и обороту винодельческой продукции законодательство о виноградарстве и виноделии применяется в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:
деятельность физических лиц, производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
обращение спиртосодержащих лекарственных средств, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также за исключением производства, изготовления, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок спиртосодержащих лекарственных препаратов; (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 278-ФЗ)
деятельность аптечных организаций, связанную с изготовлением и отпуском лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических лекарственных препаратов), содержащих фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанол) и изготавливаемых по рецептам на лекарственные препараты и в соответствии с требованиями медицинских организаций; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 27.12.2019 N 481-ФЗ)
Абзац 5 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 261-ФЗ)
Абзац 6 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
Абзац седьмой — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
деятельность по обороту спиртосодержащей непищевой продукции, расфасованной в металлическую аэрозольную упаковку емкостью не более 450 миллилитров; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 248-ФЗ, от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
1. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
1. Вывоз из Российской Федерации или ввоз в Российскую Федерацию алкогольной продукции осуществляется организациями в порядке, установленном правом ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и законодательством о виноградарстве и виноделии. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 29.06.2015 N 182-ФЗ (ред. от 28.12.2017), от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
2. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ (ред. от 27.12.2009))
3. Качество ввозимой в Российскую Федерацию алкогольной продукции должно быть не ниже качества алкогольной продукции, предусмотренного государственными стандартами, техническими условиями в области производства и оборота алкогольной продукции. (в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 102-ФЗ (ред. от 27.12.2009), от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
4. Порядок регулирования импорта алкогольной продукции и контроль за качеством ввозимой в Российскую Федерацию алкогольной продукции устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок регулирования импорта винодельческой продукции и контроль за качеством ввозимой винодельческой продукции осуществляются с учетом требований законодательства о виноградарстве и виноделии. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
Маркировка алкоголя в 2021 году: новые правила
1. Общественный контроль за соблюдением настоящего Федерального закона осуществляется гражданами и общественными объединениями.
2. Государственные органы и должностные лица обязаны содействовать гражданам и общественным объединениям в проведении соответствующих проверок фактов нарушения настоящего Федерального закона и в десятидневный срок уведомлять заявителей о принятых решениях.
3. В целях анализа возможных социально-экономических последствий законодательных инициатив по вопросам регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, практики применения законодательства и разработки соответствующих рекомендаций могут создаваться консультативно-экспертные советы при федеральных органах законодательной и исполнительной власти, органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Положение о консультативно-экспертном совете утверждается органом, принявшим решение о создании такого совета.
Самоизоляция и карантинные мероприятия в России, естественно, встряхнули все рынки, в том числе и рынок спиртного. Так, например, в самом начале весны прошлого года был зафиксирован резкий спрос на алкоголь — пиво, вино, крепкие напитки. По данным аналитиков МТС Кассы, в некоторых регионах продажи выросли на 30 и более процентов. Отчасти рост мог быть связан с майскими праздниками, когда люди традиционно приобретают больше алкоголя, но в 2019 году показатели за этот же период были ниже на четверть.
В летние месяцы спрос упал и был ниже показателей прошлого года до конца осени. Возможно, такой спад (в некоторых областях до 60%) был связан с сокращением доходов населения на фоне пандемии и с тем, что лето и осень — традиционные сезоны снижения спроса для алкоголя.
Расти продажи стали только ближе к новогодним праздникам, но не столь активно, как в предыдущие годы. В целом можно сказать, что в 2020 году продажи алкогольной продукции по стране упали, в некоторых регионах даже на треть. В этом году ситуация постепенно приходит в докарантинную норму.
Ещё в 2018 году Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (ФСРАР) дополнила и изменила правила для участников алкогольного рынка.
Согласно новым правилам, производители должны маркировать каждую единицу алкоголя новыми маркам, в которые сразу «зашит» код, присвоенный ЕГАИС. Оборот такой продукции осуществляется только на регистрах № 1 и № 3.
Но бутылки со старыми марками тоже находятся в обороте: коньяк, виски, вина и другие напитки есть и на оптовых складах, и на полках у розничных продавцов. Это связано с тем, что новые марки начали выдавать производителям только с января 2019 года, плюс у них еще был запас старых марок, и все они наносились на бутылки.
Чтобы ускорить перевод остатков алкоголя со старыми марками на поштучный учет, ФСРАР установила для розницы определенные правила и сроки.
Подробнее остановимся на том, что поменялось в правилах.
С 1 января этого года изменены сроки подтверждения ТТН. Если раньше накладную нужно было подтвердить в течение трех или семи дней с момента поставки, то по новым правилам ее придется подтверждать в день приемки.
С 15 января запрещено пользоваться документом «постановка на баланс на второй регистр», если есть расхождения остатков на этом реестре с данными ЕГАИС. Исключение ─ исправление пересортицы. Снимать остатки с этого регистра можно только путем пересорта.
С 1 февраля началось отслеживание дат подтверждения товарно-транспортных накладных. Все документы, сформированные с начала года, предприниматель должен подтвердить не позднее чем в 60-дневный срок, начиная с даты, указанной в документе. Если он не успевает сделать это в указанный промежуток времени, то ему следует обратиться в ФСРАР, чтобы списать с себя эти остатки. За нарушение правил учета магазин могут привлечь к административной ответственности по ст.14.19 КоАП.
С 1 февраля все исправления в документы на списание алкоголя можно внести только в течение 7 дней. По истечении этого срока продавцу придется обращаться за разрешением на коррекцию непосредственно в ФСРАР.
С 1 апреля перемещать крепкий алкоголь на второй регистр запрещено, кроме случаев, когда надо убрать отрицательные запасы в торговом зале.
С 1 августа произойдет полный переход на поштучный учет. С этой даты запрещено:
- переводить алкоголь на второй регистр,
- продавать крепкие спиртные напитки из торгового зала:
- привязывать старые марки к партиям.
Последний запрет означает, что после 1 августа нельзя будет поставить на поштучный учет алкоголь со старыми марками.
И еще одно изменение правил коснулось продавцов пива и общепита ─ изменились правила сдачи алкодекларациий: теперь сдавать их нужно в формах 7 и 8, а не 11 и 12, как раньше (приказ Минфина и ФСРАР № 396 от 17.12.2020 г.). За первый квартал можно отчитаться по старым правилам.
С 1 февраля усилился контроль за работой внутри ЕГАИС. Контролировать подтверждение товарно-транспортной накладной (ТТН) магазином теперь будут поставщики. Если документы останутся не подтвержденными в течение 60 дней, система автоматически вернет отгруженное на баланс поставщика, а в магазине эта поставка останется неучтенной, без допуска к продаже.
Да, эти новые правила действуют и для предприятий общепита, реализующих крепкий алкоголь, поэтому владельцам кафе, ресторанов и баров с алкоголем тоже следует внимательно ознакомиться со всеми нововведениями, и применять их в своей деятельности.
Насколько готова розница к работе по новым правилам?
Естественно, готовы далеко не все. К примеру, во многих торговых точках и заведениях общепита реализуется коллекционный или редкий, дорогой алкоголь, который может находиться на складах долгое время. В подавляющем большинстве случаев такой алкоголь имеет старые марки и зарегистрирован на регистре № 2. Владельцам такого товара надо учитывать его по новым правилам ─ перевести на поштучный учет до 1 августа.
Главные изменения в 2020 году по работе с реализацией алкоголя.
Можно было бы реализовать всё, что осталось со старыми марками и проходило регистру № 2 до начала апреля, но увы — этот поезд уже ушел. Что остается?
Необходимо провести инвентаризацию алкоголя, который числится у вас на регистре № 2 и сверить полученные данные с ЕГАИС по остаткам в торговых залах. При расхождении необходимо будет выровнять остатки. Чтобы их выровнять, придется списать старый товар со регистра № 2 с причиной « пересортица», и тут же поставить ее на регистр № 1 (не забудьте указать номер акта списания!). Марку нужно зафиксировать на регистре № 3.
Что делать, если марки со старых бутылок алкоголя оказываются поврежденными или вовсе утеряны? В этом случае вам придется подать в межрегиональное управление ФСРАР заявление с подробным описанием проблемы, чтобы обезопасить себя от возможных санкций. Заявление должно быть обязательно заверено печатью организации и подписано руководителем фирмы.