Расчет среднемесячной тарифной ставки из МРОТ в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет среднемесячной тарифной ставки из МРОТ в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Покажем размеры МРОТ по отдельным регионам России по состоянию на 10.11.2021 в таблице.

Регион МРОТ, руб.
Москва 20 589
Московская область 15 500
Санкт-Петербург 19 650
Ленинградская область 13 315
Калининградская область 14 000
Кемеровская область — Кузбасс 17 031
Ростовская область 15 350

В большинстве других субъектов РФ региональная минимальная зарплата равна федеральному МРОТ, в том числе по той причине, что предусмотренный региональным соглашением МРОТ ниже федерального.

Имейте в виду, важно внимательно прочитать соглашение по своему субъекту РФ, поскольку в нем будут установлены особенности применения региональной минимальной зарплаты.

МРОТ 2021-2022: в целом по России и по регионам

Если сотрудник трудится по системе суммированного учета рабочего времени, то его тарифная ставка будет зависеть от часовой нормы на данный год – ее покажет производственный календарь, а также установленную на предприятии месячную тарифную ставку.

1 способ. Можно разделить на показатель ставки месячную норму по рабочим часам. Например, для рабочего определенной квалификации установлен тариф 25 000 руб. в месяц. При этом установленная норма рабочего времени на месяц составляет 150 часов. Таким образом, часовая тарифная ставка такого рабочего составит 25 000 / 150 = 166, 6 руб.

2 способ. Если нужно вычислить среднюю тарифную ставку почасовика в текущем году, сначала нужно определить среднечасовую месячную норму времени. Для этого соответствующий годовой показатель производственного календаря делим на 12 (количество месяцев). После этого уменьшаем в полученное количество раз среднемесячную тарифную ставку рабочего, установленную тарифной сеткой. Например, годовая норма составляет 1900 часов. Возьмем ту же месячную ставку, что и для предыдущего примера – 25 000 руб. Посчитаем, какую сумму в среднем зарабатывал в час этот рабочий в течение данного года: 25 000 / (1900 /12) = 157,9 руб.

Эти два понятия во многом схожи, так как оба они отображают денежное выражение трудового вознаграждения. Сейчас сходство между ними больше, чем несколько десятков лет назад, поскольку в трудовом праве происходят значительные изменения. Однако, имеются и существенные различия

Общие черты оклада и тарифной ставки

  1. И то, и другое предусматривает минимальную сумму, которой может быть оплачен труд.
  2. Ниже установленного предела оплата опуститься не вправе.
  3. Имеют отношение к квалификации сотрудника.
  4. Учитываются без дополнительных выплат, надбавок, компенсаций, социальных начислений.

Различия тарифной ставки и должностного оклада

Сравним эти два понятия в следующей таблице.

Основание

Тарифная ставка

Должностной оклад

1

За что начисляется

За выполнение трудовой нормы за единицу времени

За исполнение функциональных обязанностей там, где норму установить нельзя

2

Единица времени расчета

Час, неделя, месяц (любая удобная временная единица)

Месяц

3

От чего зависит величина

От тарифного разряда (межразрядного коэффициента)

От квалификации, полученной сотрудником

4

Профессиональный круг

Реальные экономические сферы: строительство, добыча, обрабатывающая промышленность, производство и т.п.

Непроизводственные сферы труда: юристы, госслужащие, руководство и т.п.

Зарплата работника складывается из оклада, установленного трудовым договором, и других выплат (премий, надбавок и т.д.).

Всё это называют доходом физического лица. В него также входят другие доходы, получаемые лицом в натуральной форме или в форме материальной выгоды (бесплатное питание, абонемент в спортзал и т.д.).

Доход работника = денежные выплаты + доход в натуральной форме + доход в виде материальной выгоды

Прежде чем правильно посчитать налоги и взносы с заработной платы (а именно подоходный налог), нужно изучить понятие «корректировка дохода».

Выплаты, признающиеся доходом физического лица, но исключающиеся из обложения при расчете подоходного налога (и других) называются корректировкой дохода.

К ним относятся расходы работодателя на медицинские услуги сотрудника, погребение, рождение ребенка, оплата декретного отпуска, а также экологические расходы и прочее.

Некоторые корректировки ограничены. Так, расходы работодателя на медицинские услуги не облагаются налогом только до 94 МРП. В случае превышения расходы не признаются корректировкой и облагаются налогом.

Расчет заработной платы в 2022 году

При расчете заработной платы важным этапом является вычет с неё налогов, взносов и отчислений.

На сегодняшний день с дохода работника рассчитываются 6 видов выплат и доходов, установленных законом:

  1. Подоходный налог (ИПН);
  2. Пенсионные взносы (ОПВ);
  3. Взносы на медицинское страхование (ВОСМС);
  4. Отчисления на медстрахование (ООСМС);
  5. Социальный налог (СН);
  6. Социальные отчисления (СО).

Ведите исчисления налогов и взносов, обязательных для уплаты работодателем по закону в 1С:Зарплата и управление персоналом для Казахстана.

Каждый вид налога и взноса имеет индивидуальные особенности при расчете (разные ставки, состав и пределы доходов, техника расчета, сроки перечисления и т.д.).

Одну долю налогов и взносов платит сотрудник, другую — работодатель.

В данной таблице представлены главные положения по каждому виду налога и взноса:

Вид налога, взноса, отчисления

Краткое обозначение

Ставка

Предел дохода

Формула расчета

«За чей счет?»

Подоходный налог

ИПН

10%

нет

(Доход работника – Корректировка дохода — Налоговые вычеты) *10%

Сотрудника

Пенсионные взносы

ОПВ

10%

До 50 МЗП

Доход работника * 10%

Сотрудника

Медицинские взносы

ВОСМС

2%

До 10 МЗП

Доход работника * 2%

Сотрудника

Медицинские отчисления

ООСМС

2%

До 10 МЗП

Доход работника * 2%

Работодателя

Социальные отчисления

СО

3,5%

Не менее 1 МЗП, не более 7 МЗП

(Доход работника – ОПВ) * 3,5%

Работодателя

Социальный налог

СН

9,5%

Не менее 1 МЗП

(Доход работника – ОПВ — ВОСМС) * 9,5% – СО

Работодателя

Профессиональные пенсионные взносы*

ОППВ

5%

нет

(Доход работника – ОПВ — ВОСМС) * 9,5% – СО

Работодателя

*ОППВ уплачиваются только за сотрудников, занятых на вредных условиях труда, профессии которых предусмотрены перечнем.

В некоторых случаях с сотрудника рассчитываются не все налоги и взносы. К таким случаям можно отнести пенсионеров, инвалидов, иностранцев и др.

После расчета подоходного налога работникам выдаются налоговые вычеты. Не все вычеты предоставляются каждому сотруднику, для некоторых нужны определенные причины.

Например, если сотрудник уплачивает пенсионный взнос (ОПВ) и взнос на медицинское страхование (ВОСМС), то ему предоставляется вычет. Также всем сотрудникам ежемесячно предоставляется вычет в размере 1 МЗП.

К сотрудникам, имеющим право на другие налоговые вычеты, относятся:

  1. «Чернобылец», «Афганец»;
  2. Родитель или попечитель ребенка-инвалида;
  3. Родитель приемного ребенка;
  4. Уплачивающие добровольные пенсионные взносы (в ЕНПФ);
  5. Уплачивающие ипотеку в Жилстройсбербанк (Отбасы банк);
  6. В отчетном месяце получавшие платную медицинскую помощь.

Таблица налоговых вычетов при расчете подоходного налога:

Категория

Вычет

Размер вычета

Все сотрудники

ОПВ

ВОСМС

1 МЗП

Исходя из размера ОПВ за месяц

Исходя из размера ВОСМС за месяц

Фиксированная сумма 1 МЗП за месяц (в 2021 году 42 500 тенге)

«Чернобылец», «Афганец»;

Фиксированная сумма 882 МРП за год (в 2021 году 2 572 794 тенге)

Родитель или попечитель ребенка — инвалида

Фиксированная сумма 882 МРП за год (в 2021 году 2 572 794 тенге)

Родитель приемного ребенка

Доход работника Никифоровой И. И. в январе 2021 года составил 100 000 тенге (заработная плата + ежемесячная премия).

Работник имеет право на вычет по ОПВ, вычет по ВОСМС и вычет в размере 1 МЗП – 42 500 тенге. ОППВ не уплачиваются.

Расчет ОПВ

Min предела по доходам работника нет. Max предел — 50 МЗП (2 125 000 тенге). 100 000 * 10% = 10 000 тенге

Расчет ОПВ

Min предела по доходам работника нет. Max предел — 50 МЗП (2 125 000 тенге). 100 000 * 10% = 10 000 тенге

Расчет ИПН

Min предела по доходам работника нет. Max предела по доходам работника нет. 100 000 — 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) – 42 500 = 45 500 тенге; 45 500 * 10% = 4 550 тенге.

Расчет СО

Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предел — 7 МЗП (297 500 тенге). 100 000 – 10 000 (ОПВ) = 90 000; 90 000 * 3,5% = 3 150 тенге.

Расчет СН

Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предела по доходам работника нет. 100 000 – 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) = 88 000 тенге; 88 000 * 9,5% = 8 360 тенге; 8 360 – 3 150 (СО) = 5 210 тенге

Расчет ООСМС

Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге). 100 000 * 2% = 2 000 тенге.

Показатель

Расчет

ОПВ

10 000 тенге

ИПН

4550 тенге

СО

3150 тенге

СН

5210 тенге

ООСМС

2000 тенге

ВОСМС

2000 тенге

За счет работодателя

10360 тенге

За счет работника

16550 тенге

Сумма «на руки»

83450 тенге

Вычислим зарплату для низкооплачиваемых работников (доход за месяц не превышает 25 МРП), на которых распространяется 90% уменьшение облагаемого дохода по ИПН.

Доход работника Ежевикиной А.А. в январе 2021 года составил 50 000 тенге. Это совокупный доход работника за месяц и он менее 25 МРП (72 925 тенге в 2021 году).

Работник имеет право на вычет в размере 1 МЗП – 42 500 тенге, вычет по ОПВ, вычет по ВОСМС.

Расчет ОПВ

Min предела по доходам работника нет. Max предел — 50 МЗП (2 125 000 тенге). 50 000 * 10% = 5 000 тенге

Расчет ВОСМС

Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге). 50 000 * 2% = 1 000 тенге.

Расчет ИПН

Min предела по доходам работника нет. Max предела по доходам работника нет. Облагаемый доход работника: 50 000 — 5 000 (ОПВ) – 1 000 (ВОСМС) – 42 500 = 1 500 тенге; Уменьшаем облагаемый дохода работника на 90%: 1 500 – (1 500 * 90%) = 150 тенге 150 * 10% = 15 тенге

Расчет СО

Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предел — 7 МЗП (297 500 тенге). 50 000 – 5 000 (ОПВ) = 45 000; 45 000 * 3,5% = 1 575 тенге.

Расчет СН

Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предела по доходам работника нет. 50 000 – 5 000 (ОПВ) – 1 000 (ВОСМС) = 44 000 тенге. 44 000 * 9,5% = 4 180 тенге; 4 180 – 1 575 (СО) = 2 605 тенге.

Расчет ООСМС Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге). 50 000 * 2% = 1 000 тенге.

Показатель

2021 год

ОПВ

50 000 * 10%

5000 тенге

ИПН

(50 000 – 5 000 – 1 000 – 42 500) = 1 500 – (1 500 * 90%) = 150 * 10%

15 тенге

СО

(50 000 – 5 000) * 3,5%

1575 тенге

СН

(50 000 – 5 000 – 1000) * 9,5% = 4 180 – 1 575

2605 тенге

ООСМС

50 000 * 2%

1000 тенге

ВОСМС

50 000 * 2%

1000 тенге

За счет работодателя

5180 тенге

За счет работника

6015 тенге

Сумма «на руки»

43985 тенге

Таким образом, в данной статье объяснены стандартные случаи расчета зарплаты, благодаря которым бухгалтер может сделать свой расчет.

После всех вычислений сотрудник получает заработную плату двумя путями: либо наличными деньгами через кассу, либо переводом на банковскую карту (со счета работодателя).

Зарплата выплачивается не позже 10 числа каждого месяца. Так же сотрудник может получить от работодателя аванс (часть от зарплаты, выплачиваемая заранее).

Полученные суммы налогов и взносов из заработной платы перечисляются в налоговые органы и другие фонды в срок.

Могут возникнуть случаи, при которых расчет заработной платы будет происходить по- особенному:

  1. Пребывание работника на больничном
  2. Пребывание работника в оплачиваемом и неоплачиваемом отпуске
  3. Работник уплачивает алименты по исполнительному листу, установленному судом
  4. Работник выходит в выходные и праздничные дни, выполняет сверхурочную работу и т.д.

Они могут быть периодического характера (больничный, отпуск, работа в выходные и праздничные дни) и продолжительные (алименты на ребенка до его 18 — летия).

Формируйте структуру компании в реальном времени, ведите статистику по позициям и должностям, с количеством ставок, окладов и др. детализацией в 1С.

Формируйте приказы, табели, графики, справки сразу в программе 1С:Зарплата и управление персоналом согласно утвержденным формам в Республике Казахстан.

Остались вопросы? Звоните менеджерам Первого Бита.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Россияне обязаны платить налог 13% со всех доходов. Но так как работодатель считается налоговым агентом своих сотрудников, он за них рассчитывает сумму налога, удерживает ее из зарплаты и уплачивает в бюджет. За выплаченный доход и удержанный НДФЛ работодатель отчитывается по форме 6-НДФЛ четыре раза в год: за первый квартал до 30 апреля, за полугодие до 31 июля, за 9 месяцев до 31 октября и за год до 1 марта. Кроме этого, до 1 марта работодатель подает дополнительный отчет по форме 2-НДФЛ, где указывает сведения на всех сотрудников, кому за год выплачивал деньги и удерживал налог. Налог платят в день зарплаты или на следующий. Если зарплату выдают первого, то второго — крайний срок, чтобы уплатить НДФЛ. При зарплате 12 130 ₽ сотрудник получает на руки 10 553,10 ₽, а 1576,90 ₽ работодатель уплачивает в качестве НДФЛ.

13 890 рублей – МРОТ на 2022 год. Какие выплаты работникам вырастут?

  • МРОТ — 2021: изменения
  • Расчет больничных в 2021 году — сравнение с МРОТ и районные коэффициенты
  • Налоги для работодателя — 2021: во сколько обходится сотрудник
  • 13 изменений в трудовом законодательстве в 2021 году

Подготовила Елизавета Кобрина, редактор

Оклад — это ещё не вся заработная плата, а только база для расчёта её окончательной суммы. В трудовом договоре, а затем и в штатном расписании прописывается минимальный тариф, по которому работодатель готов оплачивать труд работника в соответствующей должности за единицу времени, не считая компенсаций и надбавок. Это и есть оклад.

Чтобы калькулятор рассчитал правильную сумму заработную платы к получению, нужно ввести следующие данные:

  • величину оклада в рублях;
  • дату начала и дату окончания периода расчёта (месяца).

Если были периоды отсутствия на работе (отпуск, больничный, и т.д.), указываются их начало и конец.

Калькулятор посчитает рабочие дни за календарный месяц, умножит их на оклад, и из полученной суммы вычтет НДФЛ 13 или 15%. В этот показатель не войдут премиальные выплаты, компенсации и переработки.

Расчёт производится по следующей формуле:

hidden>

  1. Менеджер продаж Николаев Н.Н. отработал полный месяц, с 1 марта по 31 марта 2021 года, на больничный, в отпуск не уходил, отгулы не брал. Его оклад — 57 тысяч рублей.
    Выбираем дату начала и конца периода работы в марте — 01.03.2021 и 31.03.2021 соответственно. Указываем оклад — 57000 рублей. Всё остальное не заполняем.
    Калькулятор выдал безошибочный расчёт суммы зарплаты на руки — 49590 рублей, налога на зарплату (НДФЛ) — 7410 рублей.
  2. Кладовщик Степанова С.С. в марте 2021 года уходила на больничный, с 10 марта по 18 марта. 26 марта 2021 года она уволилась. Её оклад — 41 тысяча рублей.
    Выбираем дату начала и конца периода работы в марте — 01.03.2021 и 26.03.2021 соответственно. Указываем оклад — 41000 рублей. Выбираем вариант невыхода на работу — больничный, указываем начало и конец периода: 10.03.2021 и 18.03.2021.
    Калькулятор рассчитал сумму зарплаты на руки — 20161 рублей, НДФЛ — 3013 рублей.

По Трудовому кодексу зарплату сотрудникам нужно перечислять дважды в месяц (аванс и основная часть), срок каждая фирма устанавливает сама и прописывает в локальных документах. Интервал между двумя выплатами не должен быть больше 15 дней.

Налог на доходы необходимо перечислить не позднее следующего дня после выплаты зарплаты. При выплате первой части, то есть аванса, НДФЛ не перечисляют. Всю сумму налога переводят при выплате основной части заработной платы. Страховые платежи нужно перечислять до 15 числа месяца, следующего после месяца начисления.

Помимо зарплаты, работодателям приходится рассчитывать больничные, отпускные, командировочные, и другие выплаты. Для каждого из этих видов выплат действуют свои правила, которые нужно учитывать при расчетах.

  • Напомнит о сроках сдачи
  • Учёт переносы в выходные и праздники
  • Настраивается по вашим параметрам
  • Учитывает совмещение налоговых режимов

Законопроект подготовлен Правительством РФ

Размер МРОТ на 2022

Согласно законопроекту минимальный размер оплаты труда с 1 января 2022 года устанавливается в сумме 13 617 рублей в месяц.

Сравнение с 2021

Повышение МРОТ по отношению к установленному с 1 января 2021 г. (12 792 рубля в месяц) составит 825 рублей (рост на 6,4 процента).

  • Автоматическое выявление малоимущих для предоставления мер поддержки

    56 0

  • Учет расходов при аннулировании чека самозанятого

    117 0

  • Инициируется смягчение Закона об иноагентах

    30 0

  • Запрет упоминания в СМИ национальности преступников

    253 8

    • 87 оценили материалы

    • 37 в избранном

    • 88

      Власти определились с новым МРОТ
      МРОТ / 11:00 20 августа 2020

      Сумма дневного пособия рассчитывается исходя из среднедневного заработка сотрудника и его стажа.

      Так сотрудники, у которых:

      • стаж 8 лет и более — получают 100% среднедневного заработка
      • при стаже от 5 до 8 лет – 80%
      • менее 5 лет – 60%.

      При новом алгоритме расчета получившаяся сумма дневного пособия сравнивается с дневным пособием исходя из МРОТ за месяц с учетом районного коэффициента и количества занимаемых сотрудником ставок и выбираться максимальное значение.

      Рассмотрим как изменился алгоритм расчета больничных и их размеры.

      Новый алгоритм расчета больничного, применяемого с 1 апреля 2020 г. реализован, начиная с версий ЗУП 3.1.10.376 и 3.1.13.146 и действует для следующих случаев болезни:

      • (01, 02, 10, 11) Заболевание или травма (кроме травм на производстве)
      • (03) Карантин
      • (09, 12, 13, 14, 15) Уход за больным ребенком
      • (09) Уход за больным взрослым членом семьи
      • (06) Протезирование в стационаре

      Печатная форма расчета пособия по новому алгоритму реализована, начиная с версий 3.1.10.416 и 3.1.13.188 — в нее добавлен новый показатель «Минимальный размер дневного пособия».

      Для всех примеров, кроме последнего, определим условие, что заработка за два предшествующих года у сотрудников нет.

      Сотрудник устроился в организацию с 1 марта 2020 г на полную ставку. Его страховой стаж на момент приема составляет 7 месяцев. Справку с предыдущего места работы о заработке он не предоставил. С 1 по 30 апреля сотрудник заболел.

      Расчет в этом случае получится следующим:

      1. Определение среднедневного заработка.
        Так как у сотрудника нет информации о заработке по двум предшествующим годам, то будет рассчитываться минимальный среднедневной заработок исходя из МРОТ и получится равным:
        • 12 130 (МРОТ) * 24 месяца / 730 дней = 398,79 руб.
      2. Сумма дневного пособий исходя из среднедневного заработка и стажа работы сотрудника:
        • 398,79 (среднедневной заработок) * 60% (размер пособия в %-ах) = 239,27 руб.
      3. Сумма дневного пособия за апрель исходя из МРОТ:
        • 12 130 (МРОТ) / 30 (кол-во календарных дней в апреле) = 404,33 руб.
      4. Выбор максимального из двух получившихся дневных пособий:
        • 239,27 (дневное пособие исходя из среднедневного заработка и стажа)
      5. Общая сумма пособия получится по новому алгоритму:
        • 404,33 (дневное пособие) * 30 (кол-во дней болезни) = 12 129,90 руб.

      Сотрудник устроился в организацию с 1 марта 2020 г на полную ставку. Его страховой стаж на момент приема составляет 7 месяцев. Справку с предыдущего места работы о заработке он не предоставил. С 25 марта по 3 апреля сотрудник заболел.

      1. Определение среднедневного заработка.
        Так как у сотрудника нет информации о заработке по двум предшествующим годам, то будет рассчитываться минимальный среднедневной заработок исходя из МРОТ и получится равным:
        • 12 130 (МРОТ) * 24 месяца / 730 дней = 398,79 руб.
      2. Сумма дневного пособий исходя из среднедневного заработка и стажа работы сотрудника будет в любом случае применяться для расчета мартовской части пособия:
        • 398,79 (среднедневной заработок) * 60% (размер пособия в %-ах) = 239,27 руб.
      3. Сумма дневного пособия за апрель исходя из МРОТ:
        • 12 130 (МРОТ) / 30 (кол-во календарных дней в апреле) = 404,33 руб.
      4. Выбор максимального из двух получившихся дневных пособий для расчета апрельской части пособия:
        • 239,27 (дневное пособие исходя из среднедневного заработка и стажа)
      5. Общая сумма пособия получится по новому алгоритму:
        По мартовской части больничного:
        • 239,27 (дневное пособие до 01.04.2020 г.) * 7 (кол-во дней болезни в марте) = 1 674,89 руб.
          По апрельской части больничного:
        • 404,33 (дневное пособие с 01.04.2020 г.) * 3 (кол-во дней болезни в апреле) = 1 212,99 руб.
          Общая сумма пособия:
        • 1 674,89 (мартовская часть больничного) + 1 212,99 (апрельская часть больничного) = 2 887,88 руб.

      Калькулятор расчёта заработной платы

      Сотрудник устроился в организацию с 1 марта 2020 г. на полную ставку. Его страховой стаж на момент приема составляет 1 год. Справку с предыдущего места работы о заработке он не предоставил. Организация находится в местности с районным коэффициентом 1,2. С 1 по 30 апреля сотрудник заболел.

      Расчет в этом случае получится следующим:

      1. Определение среднедневного заработка.
        Так как у сотрудника нет информации о заработке по двум предшествующим годам, то будет рассчитываться минимальный среднедневной заработок исходя из МРОТ с учетом занимаемой сотрудником ставки и получится равным:
        • 12 130 (МРОТ) * 24 месяца / 730 дней = 398,79 руб.
      2. Сумма дневного пособий исходя из среднедневного заработка и стажа работы сотрудника с учетом РК.
        Так как в организации применяется РК и среднедневной рассчитан исходя из МРОТ, то сумма дневного пособия должна рассчитываться с учетом стажа сотрудника и РК:
        • 398,79 (среднедневной заработок) * 60% (размер пособия в %-ах) * 1,2 (РК) = 287,124 руб.
      3. Сумма дневного пособия за апрель исходя из МРОТ c учетом РК:
        • 12 130 (МРОТ) * 1,2 (РК) / 30 (кол-во календарных дней в апреле) = 485,20 руб.
      4. Выбор максимального из двух получившихся дневных пособий:
        • 287,124 (дневное пособие исходя из среднедневного заработка и стажа с учетом РК)
      5. Общая сумма пособия получится по новому алгоритму:
        • 485,20 (дневное пособие) * 30 (кол-во дней болезни) = 14 556 руб.

      Сотрудник устроился в организацию с 1 марта 2020 г. на полную ставку. Страховой стаж на момент приема составляет 3 месяца. Справку с предыдущего места работы сотрудник предоставил и сумма заработка за 2019 г. составила 600 000 руб. Организация находится в местности с районным коэффициентом 1,2. С 1 по 30 апреля сотрудник заболел.

      Расчет в этом случае получится следующим:

      1. Определение среднедневного заработка.
        Так как у сотрудницы есть заработок за два предшествующих года, то фактический среднедневной заработок составит:
        • 600 000 (заработок за два предыдущих года) / 730 дней = 821,92 руб.
          Минимальный среднедневной заработок:
        • 12 130 (МРОТ) * 24 месяцев / 730 дней = 398,79 руб.
          Так как фактический среднедневной заработок (821,92 руб.) больше минимального среднедневного заработка (398,79 руб.), то выбирает фактический среднедневной.
      2. Сумма дневного пособия.
        Сумма дневного пособия исходя из среднедневного заработка и стажа сотрудника составит:
        • 821,92 (среднедневной заработок) * 60% (размер пособия в %-ах) = 493,15 руб.
          Однако, т.к. страховой стаж сотрудника менее 6 месяцев, то сумма дневного пособия ограничивается сверху МРОТ с учетом РК и получается равной:
        • 12 130 (МРОТ) * 1,2 (РК) / 30 (кол-во календарных дней в апреле) = 485,20 руб.
          Выбирается одно из двух минимальных значений дневного пособия. В нашем примере это будет дневное пособие, ограниченное сверху МРОТ с учетом РК – 485,20 руб.
      3. Не рассчитывается, т.к. на предыдущем шаге уже произошел расчет суммы дневного пособия за месяц исходя из МРОТ с учетом РК.
      4. Сравнение не требуется.
      5. Общая сумма пособия по новой схеме и алгоритму, действующему до 01.04.2020 г., получится одинаковой:
        • 485,20 (дневное пособие) * 30 (кол-во дней болезни) = 14 556 руб.

      Правила оплаты дней отсутствия на работе по причине болезни установлены в Федеральном законе № 255-ФЗ от 29.12.2006. В нем указано, какая минимальная сумма по больничному листу положена работнику — не менее минимального размера оплаты труда в расчете за один день нетрудоспособности.

      Дни болезни оплачиваются исходя из среднего заработка для исчисления пособия в больничном листе, который определяется с учетом начислений сотрудника за два календарных года, предшествовавших году, в котором сотрудник заболел. Например, если сотрудник заболел в августе 2021 г., то для оплаты времени нетрудоспособности берут в расчет данные за 2019 и 2020 годы.

      Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) используется для расчета больничных в следующих случаях:

      1. Если страховой стаж работника менее 6 месяцев.
      2. Если у работника нет доходов в предыдущие два года либо они ниже 24-кратного МРОТ. Такое случается, например, если человек недавно впервые устроился на работу или не работал длительное время.
      3. Если средний заработок за полный месяц оказался ниже минимального размера оплаты труда.
      4. Если в листе нетрудоспособности есть отметка о нарушении режима (тогда МРОТ умножают на количество дней с начала отметки о нарушении режима до окончания болезни).
      5. Если заболевание или травма случились в результате опьянения (алкогольного, наркотического, токсического). В этом случае в больничном проставляется дополнительный код 021.

      Также расчет больничного по минималке применяется, если сотрудница только что вышла из отпуска по уходу за ребенком. В этом случае она вправе заменить один или два года расчетного периода (ч. 1 ст. 14 255-ФЗ). Тогда доход станет выше.

      В 2020 году на территории Российской Федерации действовал МРОТ в размере 12 130 рублей, он рассчитывался от величины прожиточного минимума трудоспособного населения по итогам II квартала 2019 года.

      Если бы МРОТ рассчитывался по старой методике, то его размер в 2021 году составлял бы 12 392 рубля, именно такой прожиточный минимум был установлен по итогам II квартала текущего года.

      В новой редакции Трудового Кодекса отсутствуют указания, касающиеся обязательного включения в МРОТ компенсаций и стимулирующих выплат (доплаты за выслугу лет, поощрительных премий и т. д.).

      Здесь оговаривается лишь условие о выплате минимального заработка не ниже МРОТ при выполнении нормы отработанного времени.

      Подобное изложение правил расчёта зарплаты не дает чёткого ответа на вопросы о правомерности включения различных выплат в общую сумму месячного заработка.

      Согласно ТК зарплатой считается вознаграждение, при выплате которого учитываются объем, качество и условия выполнения работы. В прежней редакции ТК ясно говорилось о том, что компенсации и стимулирующие доплаты включаются в общий заработок.

      Поэтому некоторые работодатели полагают, что можно, как и раньше, назначать работникам оклад в 10 000 руб., а затем доводить его до размеров МРОТ с помощью различных дополнительных выплат.

      Конституционный суд РФ внес коррективы в понимание данного вопроса, и конкретно указал на выплаты, которые не входят в МРОТ, а назначаются в виде дополнительных сумм.

      Согласно решениям Конституционного Суда (которые работодатели обязаны неукоснительно выполнять) к сверхнормативным выплатам относятся:

      • Компенсационные доплаты за переработку, труд в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в ночные часы.
      • Доплаты за выполнение работы вместо временно отсутствующего сотрудника, труд по совместительству или по обслуживанию сверхнормативных единиц производственного оборудования.
      • Надбавки с учётом региональных коэффициентов при работе в условиях Крайнего Севера.

      В Постановлении Верховного Совета РФ, касающемся стимулирующих выплат (премий), говорится о том, что их также не следует вносить в сумму минимального заработка (Постановление ВС РФ от 10.02.2020 № 65-АД20-1).

      Порой возникают ситуации, когда головной офис компании (организации, ООО) находится в одном регионе, а филиал в другом. Поскольку величина МРОТ в регионах может различаться, то возникает вопрос: на какой именно ориентироваться при формировании фонда оплаты труда?

      В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ при определении фонда оплаты труда персонала необходимо придерживаться того значения МРОТ, который установлен в регионе, где работник фактически исполняет свои трудовые обязанности.

      Но! Данная норма не распространяется на учреждения, деятельность которых обеспечивается за счёт федерального бюджета.

      Следовательно, при определении фонда оплаты труда работников филиала необходимо придерживаться регионального МРОТ, установленного по месту нахождения филиала.

      Для иностранцев, осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации, предусмотрено соблюдение тех же требований трудового законодательства, что и для российских граждан.

      Следовательно, иностранный гражданин полностью отработавший месяц не может получить оплату труда ниже размера МРОТ.

      Суммарный учет рабочего времени — примеры расчета

      Такая ситуация возможна при работе по совместительству или при оплате труда людей, совмещающих работу с учебой.

      Эксперты Федеральной службы по труду и занятости разъясняют, что заработок людей подобных категорий также рассчитывается в соответствии с размером установленной минимальной зарплаты в стране, однако он начисляется с учётом отработанного времени. Конкретные критерии начисления зарплаты по совместительству оговариваются в трудовом договоре (например, оплата производится пропорционально выработке продукции).

      Заработок совместителя должен быть не ниже МРОТ, пропорционального фактически отработанному времени.

      Пример: Студентка совмещает работу в компании с учёбой в ВУЗе.

      При 40-часовой рабочей неделе ее месячный заработок составил бы 13 000 руб. Однако по договору она работает лишь 30 часов в неделю, поэтому получает 9750 руб. (13000 : 40 х 30 = 9750).

      По такому же принципу оплачивается труд совместителей, а также людей, отработавших неполный рабочий месяц из-за болезни или пребывания в отпуске. Заработок сравнивается с минимальным размером оплаты труда, взятым в пропорции к отработанному времени.

      МРОТ в Москве установлен в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города 20 589 руб.

      Основание: «Московское трехстороннее соглашение на 2019 — 2021 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей» (Заключено в г. Москве 01.10.2018 N 77-1094).

      1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

      2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.

      При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

      Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

      3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2021 году.

      6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются:

      а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

      б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

      в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

      9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, с общими принципами формирования систем оплаты труда, перечнями норм и условий оплаты труда, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изложенными в разделах II — IV настоящих рекомендаций, требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

      10. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом:

      а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;

      б) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;

      в) квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

      г) перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

      д) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

      е) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;

      ж) положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя;

      з) настоящих рекомендаций;

      и) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

      11. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно — профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни), по должностям (профессиям), не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы — в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.

      12. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). При этом в указанном положении не должна использоваться такая терминология, как «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которая может содержаться в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета.

      Федеральные государственные казенные учреждения руководствуются носящими обязательный характер положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, включающими для работников конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).

      13. В трудовом договоре (в дополнительном соглашении к ��рудовому договору) с работником предусматривается фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы за календарный месяц).

      Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

      21. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

      22. Должностные оклады руководителям учреждений устанавливаются в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.

      23. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

      24. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качества показателя оценки результативности работы руководителя учреждения устанавливается показатель роста средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов, а также выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством Российской Федерации).

      25. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

      Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной в соответствии с частью третьей статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».

      26. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в размере, не превышающем размера, который установлен:

      для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

      для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

      для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

      Без учета предельного уровня соотношений размеров среднемесячной заработной платы, указанного в абзаце первом настоящего пункта, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

      27. Информация о рассчитанной за 2020 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15 мая 2021 г.

      Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя таких учреждений, может также размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных учреждений.

      В составе размещаемой на официальных сайтах информации о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации указанных лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или сведениям конфиденциального характера.

      28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.

      29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.

      30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации.

      Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:

      а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп);

      б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;

      в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;

      г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.

      31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2021 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.

      36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2021 году необходимо учитывать следующее.

      Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2020 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.

      В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).

      Определять предельную долю расходов на оплату административноуправленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.

      Обеспечивать формирование систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера с учетом методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02), а также утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н.

      Определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — приказ N 1601), предусматривающими, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год.

      При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с:

      размером ставки заработной платы, установленной за норму часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы и размером фактического объема учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разделами II — V приложения 2 к приказу N 1601;

      размером заработной платы, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы;

      уточнением правил применения повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы (правила применения повышающих коэффициентов приводятся далее в настоящем пункте в положениях, определяющих правила исчисления заработной платы педагогических работников с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы);

      размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым могут быть отнесены выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, определение которых следует осуществлять из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ) без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в ��роцентах (в абсолютных величинах);

      размерами и условиями выплат стимулирующего характера.

      Расчет больничного не ниже МРОТ с 1 апреля 2020 года на примерах

      Ноябрь 2021
      Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      « Окт
      1 2 3 4 5 6 7
      8 9 10 11 12 13 14
      15 16 17 18 19 20 21
      22 23 24 25 26 27 28
      29 30

      Если работник заболел в 2021 году, а в 2020 и 2019 годах (расчетном периоде) у него не было заработка, то больничное пособие рассчитывается исходя из среднего дневного заработка в размере 420,56 руб. (12 792 руб. x 24 / 730).

      Пример 4

      Работник болел с 3 по 5 августа 2021 года. Его доход в расчетном периоде составил 224 393 руб. (106 390 руб. в 2019 году + 118 003 руб. в 2020 году). Страховой стаж — 2 года.

      Расчет среднедневного заработка: 224 393 руб. / 730 дн. = 307,39 руб., что меньше среднедневного заработка, рассчитанного из МРОТ (420,56 руб.).

      Расчет пособия за 1 день болезни: 420,56 руб. х 60% = 252,34 руб.

      В таком случае пособие в пересчете на полный месяц получится меньше МРОТ, поэтому пособие за первые три дня нетрудоспособности работодатель должен выплатить работнику в сумме 1 237,95 руб. (412,65 руб. х 3 дн.), где 412,65 руб. — это размер дневного минимального пособия из МРОТ с учетом, что в августе (месяце болезни) 31 календарный день (12 792 руб./31 дн.).

      Этот же порядок нужно использовать в ситуации, когда средний заработок работника за месяц составил меньше 12 792 руб. (федерального МРОТ в 2021 году).

      Так как поправки в федеральный бюджет уже утверждены в первом чтении, скорее всего ничего не изменится и при дальнейшем рассмотрении. Поэтому с 1 января 2022 года размер федерального МРОТ составит 13 890 рублей. Одновременно принято предложение Путина об увеличении федерального прожиточного минимума. С 1 января 2022 года он составит 12 654 рубля.

      Отметим, что первоначально размер федерального МРОТ должен был составить 12 792 рубля. Эта цифра была рассчитана исходя из новых правил определения МРОТ, т.е. по показателям средней медианной зарплаты в стране. Инициатива Путина не соответствует новой методике. Но так как Президент РФ предложил повысить, а не снизить размер МРОТ, никаких проблем при его утверждении не возникнет.

      Показатель МРОТ влияет на определение размера заработной платы в стране. Работодатель не имеет право платить зарплату ниже 1 МРОТ для сотрудников, занятых на условиях полного рабочего дня. Это требование прямо прописано в с. 133 Трудового кодекса РФ. Ниже МРОТ можно платить зарплату совместителям или сотрудникам, работающих на условиях неполного дня.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.