Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гражданин греческого полиса имел право». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Древние формы объединения родов, составляющие общину-полис гомеровской эпохи (филы и фракийцы), уступают место новым делениям, основанным на территориальных и имущественных признаках. Основным процессом в VIII–VI вв. до н. э. становится синойкизм, т. е. слияние обособленных общин, находящихся в непосредственной близости.
Потребность в тирании после того, как позиции аристократии были ослаблены, быстро отпала, и стали появляться другие формы правления. В одних полисах правление было олигархическим, в других — демократическим, но в любом случае большую роль играло народное собрание, которому принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов.
Собственно античная культура начинается с образования греческого полиса. Полис — это город-государство. Полис на определенном этапе выступал в качестве базовой единицы античной культуры.
Какими качествами должен был обладать идеальный гражданин греческого полиса?
Новый гражданин обязан был дать клятву: «Я не посрамлю священного оружия и не оставлю товарища в битве, буду защищать и один, и со многими все священное и заветное, не уменьшу силы и славы отчества, но увеличу их, буду разумно повиноваться существующему правительству и законам …
Формирование основ греческой цивилизации в VIII-VI вв. до н. э. осуществлялось не путем уничтожения «чистых» родовых отношений, как в громадном большинстве предшествующих обществ, а на более сложной культурной основе, включающей богатое крито-микенское наследство. Исторический опыт II тысячелетия до н. э. не пропал даром, был учтен, он обогатил общий исторический процесс.
Занятость в гражданских делах, индивидуальная политическая активность граждан полиса является наиболее важной и исторически необходимой формой их жизнедеятельности. Она порождена прямой зависимостью частных хозяйств от жизни государства, которая обеспечивает их существование. На агоре реализовывался принцип равенства всех граждан полиса. Храмы афинского Акрополя аккумулировали религиозную сторону жизни граждан, которая также была коллективной. Главный храм Акрополя — Парфенон — строился на общегреческие средства. Он наиболее полно отражает систему воззрений греков классического периода. Парфенон- это зримый космос.
Небольшие размеры полисов позволяли сделать соблюдение прав и обязанностей внутри гражданского коллектива достаточно эффективным. Сословно-классовое деление было как бы выведено за пределы гражданского общества.
Наивысший расцвет полиса в Греции приходится на 5 век до н.э. В конце 5 – начале 4 в. до н.э. наступает период кризиса полиса, который связан с дальнейшим ростом частной собственности, разорением крестьян, тяжелыми последствиями Пелопонесской войны, дальнейшим ростом торговых связей, товарно-денежных отношений и ремесла.
Особые формы самоуправления гражданского коллектива — это еще одна неотъемлемая черта греческого полиса. Народное собрание, объединявшее исключительно граждан, — важнейший институт полисного управления, благодаря которому учитывалось волеизъявление каждого гражданина, обязательно входившего в его состав.
Она формировалась из всех граждан, достигших семнадцатилетнего возраста. Воины также не могли быть старше шестидесяти лет. Состоятельные люди образовывали тяжелую пехоту, все остальные слои населения – пехоту легкую. Для любого жителя полиса воинская служба не была тягостной повинностью, она являлась мечтой.
В греческой литературе описываются те качества, которыми должен обладать человек — гражданин своего полиса. В ней прославляется воин, готовый отдать жизнь во имя спасения своей родины: «Славно ведь жизнь потерять… храброму мужу в бою за отчизну свою».
Наконец, следует подчеркнуть еще одно обстоятельство. Экономика классического полиса базировалась преимущественно на сельском хозяйстве. Именно сельское хозяйство являлось главной сферой занятий гражданина полиса. Главными структурообразующими элементами греческого полиса, определившими условия его существования, были следующие.
Политическая идеология Древней Греции, как и других стран древности, формировалась в процессе разложения мифа и выделения относительно самостоятельных форм общественного сознания. Развитие этого процесса в античной Греции, где сложилось рабовладельческое общество, имело значительные особенности по сравнению со странами Древнего Востока.
Равновесие агоры и Акрополя в рамках пространства Афинского полиса отражало гармонию греческого космоса.
На каком языке говорили переселенцы?Каких богов почитали? Предположите, с какими целями жители разных городов переселялись в Афины. Чем права переселенцев отличались от прав афинских граждан? 3Чем рабы по своим правам отличались от граждан и переселенцев?
Сугубо греческим феноменом было возникновение тирании как промежуточной формы политического развития в VII–VI вв. до н. э., ведущей от аристократии к республиканским формам государственного строя. Наиболее яркими примерами тиранических режимов были: тирания Кипсела в Коринфе, Поликрата на Самосее, Писистрата в Афинах. В результате реформ тиранов были ликвидированы привилегии родовой аристократии.
Как и во всех доиндустриальных цивилизациях, община в древней Греции была основной ячейкой общества, но отличалась своеобразием и во многих своих чертах была не похожа на восточную общину. Особенности греческой общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, отчасти даже на особенности литературы, искусства, философии, т.е. на историю цивилизации в целом.
Основной формой экономической, социальной, политической и идеологической организации древнегреческого общества был полис, характером и особенностями которого определяется все своеобразие и неповторимость эллинской цивилизации.
В дальнейшей жизни это умение было нужно для участия в музыкальных состязаниях, исполнения песен во время пиров.
МВД подготовило правила депортации иностранцев с опасными заболеваниями
Для письма пользовались специальной палочкой ( сти- лосом) и дощечкой (церой), сильно натертой воском. Острым концом паючки писали, а плоским концом при необходимости затирали написанное.
Ранние греки не осознавали различия между эллинским и неэллинским мирами [128]. Наконец, сторонники четвёртой гипотезы полагают, что хотя чувство этнической общности греков уже существовало в эпоху архаики, только греко-персидские войны вызвали поляризацию греческого и варварского миров.
Но помните, что основная политическая жизнь эпохи проходила мимо крестьян, много из происходящего они не знали.
Информация в заявлении на получение полиса ОМС
Важнейшей его характеристикой выступает наличие акрополя, стен, агоры, общественных зданий и т. п. При этом обращают особое внимание на то, что античный город в своей основе был не промышленным (ремесленным) или административным центром, а поселением земледельцев, созданным для обороны от врагов.
Они почитали древние традиции, осуждали стяжательство и очень высоко ценили крестьянский труд главное — ощущали себя полноправными и свободными людьми. Это составляло предмет особой гордости. Так, одержав победу над персами, греки объясняли свой успех тем, что они обладали даром свободы, а все подданные персидского царя-деспота были его рабами.
Поэтому в идеале сам полис, складывавшийся из суммы крестьянских хозяйств граждан, его составляющих, обязательно приобретал автаркичный, замкнутый характер, дававший возможность вести самодостаточную, экономически замкнутую жизнь, без обращения к отношениям рынка и внутренним торговым связям.
В произведениях греческих мыслителей была разработана классификация форм государства (монархия, аристократия, демократия и др.) , вошедшая в понятийный аппарат современной политической науки.
Предположите, с какими целями жители разных городов переселялись в Афины. Чем права переселенцев отличались от прав Афинских граждан? 3. Рабы Чем рабы по своим правам отличались от граждан и переселнцов?
В обществе, где гражданин является частью вооруженного народа и, помимо этого народного ополчения, нет иной силы для принуждения отдельного человека к выполнению каких-либо действий, складывается иная система отношений между властью и отдельной личностью, между членами этого общества.
Признание в бедности у нас ни у кого не является позором, но большой позор мы видим в том, что человек сам не избавится от нее трудом… мы одни признаем человека, не занимающегося общественной деятельностью, не благонамеренным гражданином, а бесполезным обывателем».
В VIII–VI вв. до н. э. продолжаются процессы социально-имущественной дифференциации, породившие серьезные изменения во всем строе общественных отношений. В условиях усугубляющегося расслоения общин возникает собственность знатных родов, постепенно перерождающаяся в частную.
Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право, т.е. складывались своды законов, определявшие права и обязанности членов общины, дававшие им некоторые социальные гарантии.
Другим правом и одновременно обязанностью гражданина было личное участие в защите своего полиса. Каждый гражданин был воином. Поскольку полисы как очень небольшие политические образования не могли содержать постоянную армию, защищать свою родину от внешней угрозы должно было все мужское население.
Взаимоотношения античного мира и мира варваров относятся к числу кардинальных проблем в познании античной эпохи. В настоящее время на первый план выходит системное изучение античных и варварских обществ и их взаимодействия, что позволяет совершенно по-новому взглянуть на некоторые из фундаментальных проблем.
В эпоху архаики одновременно со становлением греческого полиса формируется представление о гражданском статусе. Первым качеством гражданина был его статус свободного человека. После повсеместной отмены долгового рабства гражданин в своем государстве ни при каких условиях не мог быть обращен в рабство. В принципе постепенно складывается убеждение, что грек, любой грек, не может быть рабом.
Поэтому античная форма частной собственности имела своего рода двуединый характер: собственником средств производства выступал отдельный гражданин и в то же время гражданский коллектив в целом. Последний осуществлял свое право собственности чаще всего в форме верховного контроля за ее распределением, пользованием и охраной.
Важнейшими из этих взаимосвязанных прав-обязанностей были а) право на земельную собственность, б) участие в защите родных рубежей и в) участие в политической жизни, то есть в управлении обществом.
По-видимому, уже с первых шагов греческой цивилизации можно констатировать разграничение и противопоставление эллинов и варваров – иных, отличных друг от друга, прежде всего, по языку. Необходимо отметить, что были высказаны четыре основные гипотезы относительно времени формирования этнического самосознания у греков, и соответственно, возникновения дихотомии «эллины» – «варвары».
Могли существовать и очень мелкие полисы, где проживало всего несколько сотен человек. Но каждый полис был суверенным государством, имевшим свое гражданство, свои законы и свои органы управления. Полис (т.е. коллектив граждан) имел право верховной собственности на землю, частных участков земли он распоряжался также неподеленной, свободной землей, и это укрепляло позиции полиса как политического образования.