Уведомление о контролируемых сделках 2022 срок сдачи

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уведомление о контролируемых сделках 2022 срок сдачи». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Характер контролируемой сделки

Признаки, указывающие на контролируемую сделку

Сумма сделки для признания ее контролируемой

Участники сделки — взаимозависимые лица и резиденты РФ (п. 2 ст. 105.14 НК РФ) Сумма цен сделок за год Совокупный доход от сделок не менее 1 млрд руб.
Один из участников сделки находится на ЕНВД или ЕСХН, при этом другая сторона применяет отличный от указанных режим налогообложения Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один из участников сделки применяет ставку 0 % по налогу на прибыль или вовсе освобожден от его уплаты Совокупный доход от сделок не менее 100 млн руб.
Один из участников сделки является резидентом ОЭЗ или участником СЭЗ, в которых действуют льготы по налогу на прибыль. При этом второй участник сделки не должен быть участником указанных зон Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один из участников сделки имеет лицензию на пользование участком недр, на территории которого есть новое морское месторождение углеводородного сырья, или этот участник сделки — оператор подобного месторождения и считает налог на прибыль согласно ст. 275.2 НК РФ. Важно, чтобы второй участник сделки не был причастен к данным обстоятельствам либо, являясь оператором описанного выше месторождения, не учитывал доходы (расходы) от этой деятельности при расчете налога на прибыль Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один из участников сделки — участник регионального инвестиционного проекта, ставки налога на прибыль у которого распределяются следующим образом: 0 % в федеральный бюджет и пониженная ставка в бюджет субъекта РФ. При этом второй участник сделки также может быть участником инвестиционного проекта на тех же условиях Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один или оба участника сделки — исследовательские корпоративные центры «Сколково», которые освобождены от уплаты НДС Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один или оба участника сделки применяют инвестиционный вычет по налогу на прибыль (ст. 286.1 НК РФ) Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Сделка с участием посредников — не взаимозависимых лиц Посредник занимается только перепродажей товаров Доход от сделки не имеет значения
Посредник занимается перепродажей товаров и не несет никаких рисков, не использует собственные активы
Контракт в сфере внешней торговли товарами мировой биржевой торговли В результате сделки продают: нефть и нефтяные товары, минеральные удобрения, цветные или черные металлы, драгоценные камни и металлы
Внешнеэкономическая сделка между взаимозависимыми лицами Все удовлетворяющие характеристике сделки Доход от сделки не имеет значения

Документирование контролируемых сделок

Уведомление о контролируемых сделках подают юридические и физические лица, которые совершали такие операции в отчетном году. Исключение — посредники, они отчитываются только по посредническим договорам, которые признаны контролируемыми.

Форма уведомления включает: традиционный титульный лист и три раздела, при этом первый раздел включает два подраздела с буквенным обозначением А и Б.

В подразделах 1А и 1Б нужно отразить информацию о сделке и ее предмете. Разделы 2 и 3 расскажут об участниках сделки.

Подраздел 1А заполняется отдельно на каждую прошедшую сделку или совокупность однородных сделок. Например, если в рамках договора купли-продажи не только поставили товар, но и организовали его транспортировку и хранение, раздел 1А заполняется по каждой такой операции.

Подраздел 1Б является дополнением и расшифровкой информации из подраздела 1А. Здесь отчитывающееся лицо указывает наименование товаров/работ, реквизиты договоров, страну происхождения и стоимость предмета сделки и т.п.

Одному разделу 1А может соответствовать несколько разделов 1Б. Например, если у вас 1 договор на 10 поставок идентичного товара, то можно заполнить 1 лист 1А и 10 листов 1Б на каждую отгрузку или 1 лист 1 А и 1 лист 1Б с объединенными показателями.

Разделы 2 и 3 содержат регистрационные данные о лицах, с которыми заключены сделки. Отличие лишь в том, что в разделе 2 указывают участников — юридических лиц, а в разделе 3 участников — физических лиц.

Письмо Федеральной налоговой службы от 10 сентября 2021 г. № ШЮ-4-13/12891 “О рассмотрении обращения”

Налогоплательщики не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки, обязаны уведомлять об этом налоговые органы. Инспекция в течение 10 дней с момента получения уведомления направляет его в электронном виде в ФНС.

Соответствие примененных в контролируемых сделках цен рыночному уровню определяется в рамках проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Проверку проводит должностное лицо ФНС на основании решения его руководителя (заместителя руководителя). Такое решение может быть вынесено не позднее 2 лет со дня предоставления уведомления.

Источник: ИА «ГАРАНТ»

Контролируемые сделки

Наши специалисты разработали для вас специальную таблицу, в которой подробно раскрыты основания для отнесения тех или иных категорий участников правоотношений в бизнесе (налоговых резидентов РФ, нерезидентов РФ, взаимозависимых, приравненных к зависимым лиц) к субъектам контролируемых сделок. В данной адаптированной для контролируемых сделок таблице — критерии 2020-2021 годов, которые владелец бизнеса может использовать для оценки своих контрактов на предмет проявления к ним дополнительного интереса со стороны ФНС.

Субъекты сделок

Какая сделка может рассматриваться на предмет контролируемости?

Критерии отнесения сделки к контролируемой

Источники права, в совокупности устанавливающие порядок отнесения сделок к контролируемым

Взаимозависимые лица, являющиеся резидентами РФ

Любые сделки между такими лицами, если сумма доходов по ним за год превысит 1 млрд руб. и выполняется одно из указанных в следующей графе условий

  • стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пп. 2-4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена соответствующая сделка

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы один из ее участников платит НДПИ по процентным ставкам и объект сделки — добытое полезное ископаемое

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из ее сторон — плательщик ЕСХН или ЕНВД, а в числе других лиц, являющихся сторонами сделки, есть один хозсубъект, не являющийся плательщиком ЕСХН или ЕНВД

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из сторон освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из ее сторон — фирма, осуществляющая добычу углеводородов на новых месторождениях в открытом море, и исчисляет налоги в соответствии со ст. 275.2 НК РФ

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

ст. 275.2 НК РФ

  • хотя бы одна сторона сделки является исследовательским корпоративным центром по проекту «Сколково» или участником проекта по закону «Об инновационных научно-технологических центрах» от 29.07.2017 № 216-ФЗ, применяющими освобождение по НДС

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 8 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из сторон применяет инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, учитывающим при расчете налоговой базы по нему доходы (расходы) по такой сделке

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 10 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

Любые лица в сделках, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами

Сделки при участии посредников

Сделки признаются контролируемыми, если:

  • посредники, связывающие ее участников, не занимаются никакой деятельностью, кроме установления связи между участниками сделки, а также не несут рисков, связанных с выполнением обязательств по контракту;
  • годовой оброт по таким слелкам превышает 60 млн руб.

П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ

Сделки с товарами мировой биржевой торговли

Сделки признаются контролируемыми, если:

  • ее участники осуществляют куплю-продажу таких товаров, как:
    • нефть и нефтепродукты;
    • сталь и иные черные металлы;
    • алюминий и иные цветные металлы;
    • минеральные удобрения;
    • золото и иные драгметаллы;
    • алмазы и другие драгоценные камни;
  • обороты по ним превышают 60 млн руб. в год

В соответствии с п. 2. ст. 105.16 НК РФ участники контролируемых контрактов должны направлять в налоговую службу отчетный документ — уведомление. Срок его отправки по итогу года — 20 мая года, который следует за отчетным. В 2020 году этот документ составляется по форме, которая утверждена приказом ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ в редакции приказа от 26.07.2019 № ММВ-7-13/380@. Скачать ее можно на нашем сайте в материале «Уведомление о контролируемых сделках: новый бланк».

Данный формуляр включает:

  • титульный лист, на котором отражается информация о налогоплательщике — ИП или юрлице;
  • разделы 1А и 1Б, в которых фиксируются сведения о каждой из контролируемых сделок (групп сделок);
  • разделы 2 и 3, в которых фиксируются данные о контрагентах налогоплательщика по контролируемым контрактам (группам контрактов).

Заполнять уведомление можно как вручную, так и с помощью популярных бухгалтерских программ, таких как 1С. Отправить его в ФНС можно на бумаге или в электронном виде по ТКС.

Законодательство о контролируемых иностранных компаниях (КИК) существует в Российской Федерации с 2015 года. Суть его заключается в том, что российские налоговые резиденты должны отчитываться о своих иностранных компаниях и в определенных случаях платить в России налоги с прибыли КИК.

КИК – это любая иностранная организация или структура без образования юридического лица (например, фонд или траст), которая удовлетворяет одновременно двум условиям: не является российским налоговым резидентом и контролируется российским налоговым резидентом.

Согласно п. 1 ст. 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика – информационный ресурс, который размещен на официальном сайте ФНС и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных НК РФ, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных НК РФ.

Теперь в случаях, предусмотренных другими федеральными законами, личный кабинет налогоплательщика может быть использован также налоговыми органами и лицами, получившими доступ к личному кабинету налогоплательщика, для реализации ими прав и обязанностей, установленных такими федеральными законами.

Обратите внимание: Федеральный закон от 17.02.2021 № 6-ФЗ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, то есть 17 марта 2021 года. При этом отдельные положения данного закона имеют особый порядок начала действия.

Одной из обязанностей налогоплательщика является обеспечение сохранности данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов в течение четырех лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Аналогичная норма установлена для налоговых агентов: они обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов (пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ).

Теперь срок хранения документов бухгалтерского и налогового учета увеличен до пяти лет.

Налоговая памятка — 2022. Как ничего не забыть?

В соответствии со ст. 25.14 НК РФ налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами РФ, в установленных случаях должны уведомлять налоговый орган как о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица), так и о контролируемых иностранных компаниях (КИК), контролирующими лицами которых они являются.

Теперь для целей представления уведомления об участии в иностранных организациях в связи с изменением доли участия в иностранной организации применяется значение изменения доли участия в такой иностранной организации с точностью до двух знаков после запятой. При этом округление второго знака после запятой производится по правилам математического округления.

Пунктом 2 ст. 86 НК РФ установлено, чтобанки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке, об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах, выписки по операциям на счетах, по вкладам организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств.

Статья 86 НК РФ дополнена п. 2.1, согласно которому банки обязаны выдавать налоговым органам имеющиеся в распоряжении:

  • копии паспортов лиц, имеющих право на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента;

  • копии доверенностей на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента;

  • копии документов, определяющих отношения по открытию, ведению и закрытию счета клиента (включая договор на открытие счета, заявление на открытие (закрытие) счета, договор на обслуживание с использованием системы «клиент – банк», документы и информацию, предоставляемые клиентом (его представителями) при открытии счета);

  • копии карточек с образцами подписей и оттиска печати;

  • информацию о бенефициарных владельцах (включая информацию, полученную банком при идентификации бенефициарных собственников), выгодоприобретателях (включая информацию в отношении отдельных операций или за определенный период), представителях клиента.

Сделать это банки должны будут в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в установленных случаях.

Копии указанных документов (информация) могут быть запрошены налоговыми органами:

  • в отношении организации (индивидуального предпринимателя) – в случаях проведения налоговой проверки в отношении этого лица, истребования у него документов в соответствии со ст. 93.1 НК РФ, вынесения в отношении этого лица решения о взыскании налога и (или) принятия решения о приостановлении (отмене данных решений) операций по счетам этого лица, о приостановлении переводов его электронных денежных средств;

  • в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, – при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС, в случаях проведения налоговой проверки в отношении этого лица либо истребования у него документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;

  • в отношении организации (индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) – на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Теперь практически никаких тайн от налоговых органов у налогоплательщиков не останется: банки расскажут все, что знают о своих клиентах.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию).

Теперь данный перечень лиц, у которых можно истребовать интересующую налоговиков информацию, расширен: в него вошли и лица, которые осуществляют (осуществляли) ведение реестра владельцев ценных бумаг.

Кроме того, налоговыми органами могут быть запрошены документы (информация), связанные с ведением реестра владельцев ценных бумаг, у лица, которое осуществляет (осуществляло) ведение этого реестра, в соответствии с запросом уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ (п. 1, 2 ст. 93.1 НК РФ).

Согласно действующей редакции п. 1 ст. 105.14 НК РФ контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами, к которым в том числе приравниваются сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли.

В новой редакции данной нормы будут указаны сделки в области внешней торговли товарами, которые входят в состав одной или нескольких товарных групп, предусмотренных п. 5 ст. 105.14 НК РФ. В данном случае речь идет о следующих товарных группах:

1) нефть и товары, выработанные из нефти;

2) черные металлы;

3) цветные металлы;

4) минеральные удобрения;

5) драгоценные металлы и драгоценные камни.

Обратите внимание: новые положения пп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с гл. 25 НК РФ с 1 января 2022 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.

Кроме того, уточнен п. 3 ст. 105.14 НК РФ: теперь сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом (лицами) (ранее – по сделкам между указанными лицами) за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб.

Еще одно важное уточнение касается налогоплательщиков, которые не исчисляют налог на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ. В этом случае для целей налогообложения используется величина суммы доходов по таким сделкам, определяемая расчетным путем с учетом порядка, установленного гл. 25 НК РФ, с применением метода начисления (п. 9 ст. 105.14 НК РФ).

В этом же порядке учитываются доходы по сделкам между комитентом (принципалом) и лицом, с которым комиссионером (агентом) заключена сделка, и в случае совершения сделок между взаимозависимыми лицами или приравненных к ним сделок с участием комиссионера (агента), действующего от своего имени, но по поручению комитента (принципала).

По общему правилу налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ. Теперь при выполнении данной обязанности нужно учитывать, что в случае, если налоговый орган обнаружил факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены, указанный налоговый орган самостоятельно извещает ФНС о факте выявления контролируемых сделок и направляет ей сведения о таких сделках, полученные в соответствии с положениями международного договора РФ, НК РФ и (или) другого федерального закона (п. 6 ст. 105.16 НК РФ). Ранее налоговый орган мог выявить факт непредставления уведомления о контролируемой сделке только в рамках налоговой проверки или налогового мониторинга.

О контролируемых сделках уведомляйте по-новому

Заполненный по всем правилам и подписанный должным образом бланк необходимо передавать в территориальное отделение налоговой службы (по месту регистрации фирмы или месту жительства физического лица).

Какие санкции последуют, если не подать уведомление

Уведомление относится к обязательным документам, поэтому если организация или гражданин уклоняются от его подачи, им грозит административное наказание в виде достаточно крупного штрафа.

Период, в который налогоплательщики должны передать уведомление о контролируемых сделках в государственные надзорные органы строго установлен – он продолжается до 20 мая года, следующего за отчетным.

Как передать заполненный бланк

Уведомление можно передать несколькими способами:

  1. Самый простой и быстрый: лично из рук в руки специалисту местной налоговой службы.
  2. Отправить через представителя, при условии, что у него имеется актуальная нотариально заверенная доверенность.
  3. Допустимо переслать уведомление через почту России заказным письмом с уведомлением о вручении.
  4. Если организация имеет официально зарегистрированную цифровую подпись, она может отправить уведомление через электронные средства связи – такой метод подачи уведомлений в последнее время получает все большее распространение.

Бланк уведомления имеет строго унифицированную форму, применение которой обязательно. Составляется оно один раз в году, в конце отчетного периода.

При формировании уведомления следует помнить о нескольких простых, но важных правилах:

  • данные в него вносить нужно заглавными печатными буквами, слева, направо;
  • в пустые ячейки ставятся прочерки;
  • если вносятся единицы измерения, то их данные должны соответствовать официальным кодам.

Заполнять бланк можно как от руки (с использованием ручек любого темного цвета), так и на компьютере.

Ошибки, помарки и исправления в бланке недопустимы.

Поэтому все вносимые в уведомление данные должны быть актуальными и проверенными, если же так случилось, что неточность вскрылась уже после отправления уведомления в налоговую службу, следует сформировать и переслать туда уточненный отчет.

В тех строках, где речь идет о суммах, значения нужно указывать в рублях (цифры до 50 копеек не учитываются, после 50 — округляются до рубля).

Вносить информацию в рублях нужно даже о тех сделках, которые проводились с использованием иностранной валюты.

Каждую страницу документа надо пронумеровывать и подписывать (причем подпись должна быть только «живой»).

Проштамповывать бланк следует только в том случае, если применение печатей или штампов прописано во внутренних нормативно-правовых бумагах фирмы. Листы уведомления скреплять между собой не нужно.

Этот раздел уведомления нужно заполнять, предварительно, при необходимости, разделив сделки на группы по признакам однородности и идентичности. При этом, разделяя сделки не нужно полагаться на интуицию, следует руководствоваться конкретными нормами НК РФ (п. 5 ст. 105.7, 105.5).

По каждой группе сделок прописываются совокупные сведения о них, а также о размерах доходов, полученных в результате их реализации (берутся из бухгалтерской отчетности). Если разделения на группы нет, то число заполненных блоков в этом разделе должно быть равным числу исполненных контролируемых сделок.

Тут число заполняемых блоков находится в прямой зависимости от предыдущего раздела. Связано это с тем, что он является дополнительным, и сюда вносится информация о выполненных работах или оказанных услугах, поставках товарно-материальных ценностей, отгрузках-погрузках и т.п.

В этой части документа прописывается:

  • ссылка на договор, в ходе исполнения которого совершилась та или иная сделка (номер и дата заключения);
  • место сделки;
  • количество товаров;
  • цена за одну единицу;
  • полная стоимость контролируемой сделки.

При этом приплюсовывать проходящие по одной контролируемой сделке товары друг к другу нельзя, они должны быть указаны отдельно.

Уведомление о контролируемой сделке: подавать или нет?

  • Cтатьи
  • Лучшее
  • Автоматизация учета
  • Аудит
  • Бухучет
  • Консалтинг
  • Оценка
  • Управление персоналом
  • Юриспруденция

Контролируемые сделки — это сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним. Согласно Статья 105.14. Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) к сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются следующие сделки:
1. Сделки с российским взаимозависимым лицом, если сумма доходов за год по этим сделкам превышает 1 млрд. руб. (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
2. Сделки со взаимозависимым лицом на УСН, по которым годовая сумма доходов превышает 60 млн. руб. (пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
3. Сделки со взаимозависимым лицом — плательщиком ЕСХН или ЕНВД, если годовая сумма доходов по ним больше 100 млн. руб. (пп. 3 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
4. Сделки с оффшорными компаниями, по которым годовая сумма доходов больше 60 млн руб. (пп. 3 п. 1, п. 7 ст. 105.14 НК РФ).
5. Сделки со взаимозависимым лицом — иностранной организацией, в т.ч. оффшорной компанией, или нерезидентом РФ независимо от доходов (Письма Минфина от 10.05.2016 № 03-01-18/28673, от 17.04.2014 № 03-01-18/17551 (п. 1)).
6. Сделки по импорту и экспорту нефти, нефтепродуктов, цветных и драгоценных металлов, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом за год превышает 60 млн руб. (пп. 2 п. 1, п. п. 5 — 7 ст. 105.14 НК РФ, Письма Минфина от 10.02.2014 № 03-01-18/5229, от 27.01.2015 № 03-01-18/2657).
Сделки, по которым обе стороны применяют спецрежимы, не контролируются (пп. 3, 4 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
Признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 НК РФ (п. 11 ст. 105.14 НК РФ).

Цель введения понятия «контролируемые сделки» — контроль трансфертных цен, т.е. стоимости товаров и услуг, переходящих от одной взаимозависимой стороны к другой.
К таким операциям применяются особые правила налогообложения. Независимо от цен, прописанных в соглашениях, за основу берутся рыночные цены. Это означает, что фискальная база рассчитывается исходя из условий рыночной конъюнктуры, а не договоренностей между сторонами конкретной сделки. Таким образом исключается возможность вывода средств из-под налогообложения посредством манипуляций между компаниями одной группы и дальнейшего направления денег в оффшорные страны и льготные регионы (свободные экономические зоны и другие).
Пример:
Фирма «Астра» производит товары, себестоимость которых равна 1000 рублей. Рыночная цена продукта – 2000 рублей. Чистая прибыль организации от реализации единицы изделия составит (2000 — 1000) = 1000 рублей. Это фискальная база по налогу на прибыль.
Для снижения налоговой нагрузки Фирма «Астра» может реализовать подконтрольной структуре «Прима» в оффшорном государстве товар по 1001 рублю, которая в дальнейшем продаст его по рыночной стоимости. При такой схеме фискальная база сократится до 1 рубля с единицы изделия, и налоговые поступления российского бюджета упадут.
Критерии контролируемых сделок разработаны специально для того, чтобы сделать ситуацию вывода прибыли в офшоры невозможной. Теперь В соответствии с НК РФ за цену сделки будет взята рыночная стоимость каждого изделия – 2000 рублей. Прибыль от продажи, рассчитанная на основе рыночной конъюнктуры, составит 1000 руб., а не 1 руб., задекларированный «хитрым» налогоплательщиком. Таким образом государство не позволит урезать бюджетные поступления нечестными схемами.
Для целей налогообложения сделки признаются контролируемыми, если соответствуют следующим критериям:

№ п/п

Контролируемые сделки

Условия (обстоятельства), при наличии которых сделка признается контролируемой

Сумма доходов по сделкам за соответствующий календарный год, при превышении которой сделка признается контролируемой

1

Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация

При наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает определенный размер;

1 млрд рублей.

2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

60 млн рублей

3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;

100 млн. руб.

13.08.2021 Итоги семинара «Средний заработок. Пособия за счет ФСС. Расчеты с подотчетными лицами»

18.06.2021 Итоги семинара » НДС-2021. «

Революция в бухгалтерии: от документа до банковского кабинета

Написать комментарий

      Сделки между взаимозависимыми лицами – это разновидность контролируемых сделок, совершаемых между субъектами, указанными в ст. 105.1 НК РФ. В частности, к взаимозависимым лицам относятся компании в случае, если одна организация прямо или косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%, а также компании, в которых полномочия руководителя осуществляет одно и то же лицо.

      Считается, что в таких сделках особо высок риск получения необоснованной налоговой выгоды вследствие манипулирования ценами и иными существенными условиями этих сделок. В связи с этим компании обязаны сообщать налоговикам об их совершении, а последние должны контролировать такие сделки путем проведения по ним налоговых проверок на предмет правильности исчисления и уплаты налогов.

      Проверка проводится по факту поступления к налоговикам уведомления/извещения о совершении контролируемой сделки, а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения выездной налоговой проверки.

      Проверка проводится на основании решения руководителя налоговой инспекции, которое может быть вынесено не позднее 2 лет со дня получения инспекцией соответствующего уведомления или извещения (п. 2 ст. 105.17 НК РФ).

      В ходе проверки налоговики вправе истребовать документы (информацию) как у участников проверяемых сделок, так и у любых других лиц, располагающих документами (информацией), касающимися этих сделок (п. 7 ст. 105.17 НК РФ). Истребуемые документы и сведения, касающиеся контролируемых сделок, представляются их участниками и третьими лицами в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.

      Проверка сделок, совершенных взаимозависимыми контрагентами, проводится в срок, не превышающий 6 месяцев. Данный срок исчисляется со дня вынесения решения о проведении проверки и до дня составления справки о проведении такой проверки.

      В исключительных случаях 6-месячный срок для проведения проверки подобной контролируемой сделки может быть продлен до 12 месяцев (п. 4 ст. 105.17 НК РФ). Решение о продлении срока проведения проверки вручается налогоплательщику под расписку либо направляется по почте заказным письмом в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения.

      Основания и порядок продления общего срока проведения проверок установлены в соответствии с приказом ФНС от 26.11.2012 № ММВ-7-13/907@.

      Основаниями продления срока проведения проверки сделки до 12 месяцев являются (п. 3 приложения № 3 к приказу ФНС от 26.11.2012 № ММВ-7-13/907@):

      • проведение проверки в отношении организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков;
      • возникновение на месте проведения проверки обстоятельств непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и т.п.);
      • непредставление налогоплательщиком документов, необходимых для проведения проверки в соответствии с п. 6 ст. 105.17 НК РФ (данные документы должны предоставляться в течение 30 дней со дня получения соответствующего требования).

      При этом с 20 сентября 2021 году указанный выше перечень дополняется новым основанием для продления срока проведения проверки (приказ ФНС от 18.06.2021 № ЕД-7-13/572@).

      Теперь налоговики смогут продлить срок проведения проверки сделок между взаимозависимыми лицами до 12 месяцев в случае неполучения в отношении проверяемой сделки документов и информации не только от самого налогоплательщика, но и от любых третьих лиц, обладающих такой информацией/документами. То есть от других участников контролируемых сделок и третьих лиц, которые не представят документы и сведения по сделкам в установленный законом срок.

      Напомним, такие документы и сведения должны представляться в течение 10 дней с момента получения соответствующего требования (п. 7 ст. 105.17 НК РФ). Если другой участник контролируемой сделки по каким-либо причинам не может представить запрошенные документы в 10-дневный срок, то увеличения срока проверки до 12 месяца все же можно будет избежать.

      Для этого такой участник сделки должен будет направить ФНС уведомление по форме, утв. приказом ФНС от 24.04.2019 № ММВ-7-2/204@. В уведомлении необходимо сообщить о невозможности представления в установленный срок запрошенных документов, а также уточнить срок, в течение которого эти документы могут быть представлены (п. 3 ст. 93 НК РФ).

      Согласно устаревшей редакции контролируемыми называли сделки:

      • с российским взаимозависимым лицом, если годовая сумма доходов по сделкам больше 1 млрд руб. (Письмо Минфина России от 06.07.2017 № 03-12-11/1/42985);
      • с взаимозависимым лицом на УСН, если годовая сумма доходов по сделкам больше 60 млн руб.;
      • с взаимозависимым лицом – плательщиком ЕСХН или ЕНВД, если годовая сумма доходов по сделкам больше 100 млн руб.;
      • с офшорными компаниями, если годовая сумма доходов по сделкам больше 60 млн руб.;
      • с взаимозависимым лицом – иностранной организацией, в том числе офшорной компанией, или нерезидентом независимо от суммы (письма Минфина России от 10.05.2016 № 03-01-18/28673, ФНС России от 17.08.2017 № ЗН-4-17/16223@);
      • импорт и экспорт нефти, нефтепродуктов, цветных и драгоценных металлов, если годовая сумма доходов по сделкам с одним лицом больше 60 млн руб. (Письмо Минфина России от 10.02.2014 № 03-01-18/5229).

      О сроках подачи уведомлений о контролируемых иностранных организациях

      Если одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль организаций или стороны применяют разные ставки налога на прибыль к прибыли от деятельности, сделка будет признана контролируемой[1]. Например, поскольку участник специальной экономической зоны (СЭЗ) в соответствии с подпунктом 1.7 статьи 284 НК РФ применяет по своим сделкам пониженную ставку налога на прибыль, сделка с взаимозависимым лицом, которое не является участником специальной экономической зоны (СЭЗ), будет признана контролируемой.

      Более того, контролируемой сделка теперь может стать, даже если обе её стороны – участники специальной экономической зоны (СЭЗ). Ведь они могли получить этот статус в разное время. Значит, у одного из них может уже истечь трёхлетний срок, в течение которого он имел право применять ставку налога на прибыль 2 % по платежам в региональный бюджет. То есть он перейдёт на ставку 6 %, чем будет отличаться от своего контрагента, у которого названный трёхлетний срок ещё не истёк.

      Ещё одним важным нововведением в НК РФ является изменение контроля в отношении операций с посредниками и иностранными компаниями, а именно при работе с данной категорией лиц сделка может быть признана контролируемой. В соответствии с пунктом 1 статьи 105.14 НК РФ операции через посредников, не являющихся взаимозависимыми, а также сделки со взаимозависимыми иностранными лицами будут признаны контролируемыми, если доходы по ним за год превышают 60 млн руб. Необходимо отметить, что ранее сделки с иностранными контрагентами подлежали обязательному контролю независимо от суммы контракта.

      Сделки, в которых участвуют невзаимозависимые посредники, признаются контролируемыми, если:

      • фактические стороны осуществляемой сделки через посредников – взаимозависимые лица (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ);
      • посредники участвуют в сделке формально, не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи (пп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ);
      • превышен суммовой порог в размере 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

      Не признаются контролируемыми следующие сделки (вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. п. 1-3 ст. 105.14 НК РФ):

      1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с НК РФ (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);

      2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

      • указанные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
      • указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;
      • указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
      • указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
      • отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2-7 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ;

      3) сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения (участка недр до выделения на соответствующем участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья);

      4) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);

      5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»;

      6) сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;

      7) сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.

      Трансфертное ценообразование – установление в сделках между взаимозависимыми лицами цен, отличных от рыночных. Правила трансфертного ценообразования регулируются разделом V.1 НК РФ.

      Признание цен рыночными для целей налогообложения осуществляется в соответствии с разделом V.1 кодекса, в том числе с применением методов, указанных в пункте 1 статьи 105.7 кодекса, посредством сопоставления сделок между взаимозависимыми лицами со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица.

      При определении доходов (расходов), полученных в результате сделок между взаимозависимыми лицами, разделом V.1 НК РФ предусмотрено применение общепринятого в мировой практике принципа «вытянутой руки» («справедливой цены»), закрепленного пунктом 1 статьи 105.3 кодекса (Письмо от 28.08.2018 № 03-12-11/1/61211)

      Налогоплательщики в рамках гражданско-правовых отношений при заключении сделок между взаимозависимыми лицами не обязаны руководствоваться в вопросах ценообразования положениями Налогового кодекса РФ (Письмо от 13.12.2018 № 03-12-11/1/9081).

      Расчёт цены может осуществляется в соответствии с формулой, определённой в договоре. Изменение цены, обусловленное применением такой формулы, не может признаваться изменением условий сделки (договора). Такая позиция высказана и в Письме Минфина России от 17.07.2013 № 03-01-18/27879.

      Появилось мнение суда: цена по неконтролируемым сделкам может быть проверена только при многократном отклонении от рыночного уровня (цены по сделкам с невзаимозависимыми контрагентами). Отклонение цен по спорным сделкам в диапазоне от 11 до 52 % по сравнению с ценами на аналогичный товар по сделкам предпринимателя с третьими лицами не является многократным. Более того, при определении размера отклонений не учитывается сопоставимость сделок, выбранных для сравнения (в т. ч. по критерию объёма поставок) (см. Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29.03.2018 № 303-КГ17-19327).

      В случаях, не предусмотренных разделом V.1 НК РФ, налоговые органы не вправе оспаривать цену товаров (работ, услуг), указанную сторонами сделки и учтённую при налогообложении. Несоответствие применённой налогоплательщиком цены рыночному уровню не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды (п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений разд. V.1 и ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).

      В 2019 году налогоплательщик должен уведомить ИФНС о сделках, которые признавались контролируемыми в 2018 году.

      За 2018 год уведомления подаются по новой форме (Приказ ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@).

      Срок сдачи уведомлений за 2018 год – не позднее 20 мая. Уточнённые уведомления за прошлые годы сдаются по прежней форме (Письмо ФНС России от 25.10.2018 № ЕД-3-13/7636@).

      Итак, законодатель уточнил критерии определения контролируемых сделок. Во- первых, установлен порог суммы сделки с иностранным взаимозависимым лицом и сделки через посредника. Во-вторых, применение самостоятельного суммового критерия в 1 млрд руб. теперь недостаточно для признания сделки контролируемой. Для этого необходимо наличие одного из критериев пункта 2 статьи 105.14 НК РФ. Благодаря этому налоговые органы сфокусируют своё внимание на крупных сделках, имеющих важное значение для бюджетной системы. Кроме того, ряд налогоплательщиков будет освобождён от обязанности составления и направления уведомлений в налоговые органы по небольшим сделкам, что не исключает контроля за ценообразованием.

      [1] Согласно пп. 1 и 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

      Не все знают, что уведомления проверяют специалисты ФНС при том, что представить форму нужно в свою налоговую инспекцию. Организации в установленный срок сдачи уведомление о контролируемых сделках сдают в инспекцию по своему местонахождению. Предприниматели (нотариусы, частнопрактикующие адвокаты) отчитываются по месту жительства.

      Налоговая инспекция передаст отчет, полученный от налогоплательщика, в Федеральную налоговую службу в течение 10 рабочих дней со дня получения.

      Что касается крупнейших налогоплательщиков, то они предсказуемо подают уведомление о контролируемых сделках в срок подачи, установленный законом, в инспекцию, где они стают на учете как крупнейшие налогоплательщики.

      Отчитаться перед налоговиками нужно не позднее 20 мая года, следующего за отчетным. То есть срок сдачи уведомления о контролируемых сделках за 2019 год – 20 мая 2020 года. Если в каком то году крайний срок выпадает на выходной день, то автоматически переносится на следующий за ним рабочий. Такие правила содержатся в пункте 7 статьи 6.1, пункте 2 статьи 105.16 НК РФ. В 2020 году 20 мая выпадает на среду, поэтому никаких переносов срока по уведомлению о контролируемых сделках не предвидится.

      Добавим, что по сделкам, совершенным начиная с 2019 года, уведомления предоставляются по новой форме, установленной приказом ФНС России от 26.07.2019 № ММВ-7-13/380. Сдать уведомление можно как в электронной форме, так и на бумажном носителе (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

      С 2019 года вносятся существенные изменения в налогообложение контролируемых сделок. Соответствующие изменения внесены в ст. 105.14 налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации”.

      Прежде всего отмечу, что ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ устанавливает порядок вступления в силу изменений:

      Положения статьи 105.14 НК РФ (в новой редакции) применяются в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ с 1 января 2019 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.

      Рассмотрим, что такое контролируемые сделки. Приведем таблицу критериев с учетом последних изменений, а также образцы необходимых для налоговой документов.

      Внимание! Если вы являетесь участником контролируемых сделок вам обязательно потребуются следующие документы:

      Контролируемая сделка — это сделка:

      • которая совершена между участниками, признанными взаимозависимыми лицами (могут являться как физические, так и юридические лица);
      • подпала под критерии, установленные налоговым законодательством (ст. 105.14 НК РФ);.

      Юридические и физические лица обязаны ежегодно уведомлять налоговые инспекции по месту регистрации (жительства) о наличии у них контролируемых сделок.

      Отчитаться по сделкам:

      • совершенным в 2018 году следует не позднее 20 мая 2019 года.
      • в 2019 году — не позднее 20 мая 2020 года.

      Круг сделок лица определяют самостоятельно.

      В таблице 1 приведем условия, при которых возникает взаимозависимость:

      Таблица 1. Условия признания лиц взаимозависимыми

      В таблице 2 приведем критерии контролируемости по сделкам, совершенным в 2018 году, за которые нужно отчитаться в 2019 году:

      Таблица 2. Критерии контролируемых сделок

      Каждый участник сделки, признаваемой контролируемой, обязан подать в налоговую уведомление не позднее 20 мая года, следующего за отчетным.

      Форму уведомления, а также порядок ее заполнения, ФНС утвердила приказом от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249.

      Отличия от действовавшей ранее формы чисто технические:

      • заменены классификаторы ОКВЭД и ОКП на ОКВЭД2 и ОКПД2;
      • раздел 1А дополнили ячейкой 140, в которой приводят сведения о плательщиках налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
      • в поле 2.11 раздела 1Б теперь можно прописать цену сделки в иностранной валюте, но итоговую стоимость в поле 2.14 по-прежнему указывают в рублях.

      Кроме того, уточнили порядок заполнения для комитентов (принципалов), если сделка совершена комиссионером (агентом) от своего имени, но по поручению и за их счет. Порядок больше не содержит пункт 7.23, который содержал перечень случаев, при которых можно не заполнять раздел 1Б.

      За несвоевременное представление уведомления:

      • инспекторы привлекут участника к налоговой ответственности;
      • направят в ФНС извещение о совершенных сделках;
      • сообщат об этом в инспекцию по местонахождению второй стороны сделки.

      16.08.2018 Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 302-ФЗ) внес изменения в ст. 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
      Так, например, сделки российских компаний с взаимозависимыми нерезидентами будут признаваться контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.
      Кроме того, для признания сделки контролируемой между взаимозависимыми российскими компаниями с 01.01.2019 необходимо будет одновременное выполнение 2-х оснований:
      – сумма доходов по сделкам за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей;
      – выполняются условия, указанные в п. 2 ст. 105.14 НК РФ (например, одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций).
      При этом положения ст. 105.14 НК РФ (в редакции Закона № 302-ФЗ) применяются в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ с 01.01.2019, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.

      Уведомление о контролируемых сделках

      Что такое контролируемые сделки? Критерии сделок в 2018 году

      Контролируемые сделки — это сделки, в которых налоговые органы могут проверить соответствие цены интервалу рыночных цен. Под сделками в данном случае подразумеваются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (письмо Минфина России от 06.06.2012 № 03-01-18/4-70).

      Статья 105.14 НК РФ относит к контролируемым следующие сделки:

      Сделки между взаимозависимыми лицами

      Понятие взаимозависимых лиц определяется пунктом 2 статьи 105.1 НК РФ.

      Из группы сделок между взаимозависимыми лицами выделены сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых зарегистрированы в России и сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых являются налоговыми резидентами РФ. Данные сделки признаются контролируемыми при соблюдении хотя бы одного из следующих условий.

      Сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами

      Предметом таких сделок должны являться товары, входящие в состав следующих товарных групп:

      • нефть и товары, выработанные из нефти
      • черные металлы
      • цветные металлы
      • минеральные удобрения
      • драгоценные металлы и драгоценные камни

      Необходимо отметить, что суд может признать сделку контролируемой, даже если она не обладает указанными признаками. Это возможно при наличии достаточных оснований полагать, что данная сделка входит в группу однородных сделок, совершенных в целях сокрытия контролируемой сделки.

      Организации и физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами, в случае если отношения между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок.

      Уведомление о контролируемых сделках подается не позднее 20 мая года, следующего за отчетным годом (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). В том случае, если этот день является выходным днем — срок сдачи переносится на ближайший рабочий день.

      1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки – дата, с которой налоговые органы вправе истребовать документацию относительно конкретной сделки или группы однородных сделок (п. 3 ст. 105.15 НК РФ).

      Действующее законодательство устанавливает дату представления уведомления о контролируемых сделках. Срок сдачи за 2018 год – 20 мая 2019 года. Если бы срок пришелся на выходной, то уведомление было бы перенесено на ближайший рабочий день. Так, например, произошло при сдаче отчета за 2017 год. Так как 20 мая 2018 года – это воскресенье, то крайний срок перенесен на понедельник – 21 мая 2018 года.

      Налоговая служба уполномочена запрашивать у субъектов хозяйствования документацию по отдельным контролируемым сделкам. Реализовать свое право сотрудники ФНС могут до 1 июня в году подачи уведомления. Направленные после этой даты требования налоговой инспекции считаются неправомерными, они оформлены с нарушением отведенных законодательством периодов.

      При несоблюдении отведенных сроков для оповещения ФНС о контролируемых сделках организации выпишут штраф. Его размер – 5 тыс. руб. (ст. 129.4 НК РФ). Штраф взимается и за отражение в уведомлении недостоверных данных.

      Уведомление о контролируемой сделке

      Каждая компания, зарегистрированная в РФ, а также представительство иностранной компании, доход которых подлежит налогообложению в Российской Федерации и имеющие в 2017 году контролируемые сделки, обязаны в срок до 20 мая 2021 подать в налоговые органы одно уведомление о всех контролируемых сделках, совершенных в 2017 году. Уведомление должна представить каждая сторона контролируемой сделки, зарегистрированная в РФ и уплачивающая налоги в бюджет РФ и субъектов РФ.

      В случае подачи уведомления позже установленного срока либо с ошибками/неполными сведениями, возникают следующие негативные последствия для налогоплательщика, в том числе:

      • неподача уведомления – один из индикаторов для налоговых органов о включении компании в список проверок по трансфертному ценообразованию;
      • вред репутации директора/ответственного лица и компании в целом;
      • в случае, если директор/ответственное лицо является резидентом иностранного государством, такие штрафы могут стать причиной трудностей, связанных с оформлением/продлением российской визы.

      Уведомление о контролируемых сделках подается в ИФНС по месту регистрации предприятия не позднее 20 мая года, следующего за отчетным, такт например если фирма имела такие сделки в 2016г., то она должна подать его не позже двадцатого мая 2017г.

      Из чего состоит данное уведомление

      Уведомление состоит из:

      • титульного листа
      • разделов: 1А, 1Б
      • 2 и 3.

      На титульном листе как правило указываются общие сведения об организации., для российских предприятий нужно указать идентификационный код и код подразделения по месту регистрации.

      • Если уведомление подается в отношении сделок с юридическими лицами, то заполняется раздел 2, в отношении сделок с физлицами, ИП, нотариусами и т.п. – раздел 3.

      Заполняя уведомление о контролируемых сделках, нужно помнить, что:

      • По итогам года подается только одно уведомление. В нем должна содержаться информация обо всех контролируемых сделках, совершенных в отчетном году
      • Уведомление заполняется либо в электронном виде или на бумажном носителе черной либо синей ручкой
      • Все поля уведомления заполняются слева направо.
      • Текст необходимо писать печатными буквами
      • В уведомлении запрещены исправления с помощью корректора.
      • Каждая страница должна быть распечатана отдельно.
      • Нумерация страниц сквозная, то есть нумеруем следующим образом начиная с титульного листа :0001,0002 и т.д.
      • Если вы какой-либо показатель не заполняете, то ставите прочерки в каждой клетке, или же при заполнении и оставшимся пустом месте тоже ставятся прочерки.
      • Стоимостные показатели отражаются в полных рублях (значения менее 50 коп. отбрасываются, более 50 коп. – округляются до полного рубля).
      • . Если заполняет физическое лицо, то можно не указывать свой идентификационный код
      • Печать организации можно ставить или же нет, если она от нее отказалась.
      • На титульном листе уведомления проставляем свой основной ОКВЭД

      Если сделка заключена с контрагентом юридическим лицом, то подающий уведомление должен заполнить раздел 2.

      • Если сделка была с физическим лицом, то заполним раздел 3.

      В графе 015 раздела 2 или 3 должна быть зафиксирована та же цифра, что указана в графе 050 раздела 1Б. Это порядковый номер контрагента. Налогоплательщик определяет его самостоятельно, например, исходя из очередности заключения договоров.

      Аналогично в графе 010 раздела 2 или 3 фиксируется та же цифра, которая указана в графе 010 раздела 1А. Она соответствует порядковому номеру сделки и также определяется налогоплательщиком самостоятельно.

      В общем случае количество листов раздела 2 или 3 соответствует количеству листов разделов 1А и 1Б. Па практике количество контролируемых сделок и контрагентов у фирмы может быть очень большим, поэтому указание в документе каждой отдельной сделки может быть процессом исключительно трудоемким.

      Но у налогоплательщиков есть возможность отражать в уведомлении однотипные сделки — и это значительно облегчает ситуации с возможностью сэкономить время. Однако на то, чтобы объединить сделки в одну группу, у фирмы должны быть веские основания.

      К однотипным сделкам относятся такие, которые несут схожий характер, например торговля однотипными товарами или аналогичные услуги, тогда их можно собрать в одну группу.

      1.Вопрос: Я директор предприятия, в 2017 году у меня была контролируемая сделка, на сумму свыше шестидесяти миллионов, что мне необходимо сделать и куда обращаться?

      Ответ:

      Ваша сделка попадает в разряд контролируемых, для этого необходимо подать уведомление в свою инспекцию, для чего заполнить раздел два либо три, если контрагент юридическое лицо, то второй, если физическое то третий, сделать это нужно не позднее 20 мая 2021 года

      2.Вопрос: Какое наказание предусмотрено за неподачу данного уведомления?


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.